Опубликовано 21 июля 2020, 13:35

Гречка защитила клетки пищеварительной системы

© Виктор Лисицын/Global Look Press

Российские исследователи показали, что употребление гречневой крупы крысами повышает продукцию белка sirtuin 1 (SIRT1), продлевающего жизнь клеток пищеварительной системы. При этом диета с пониженным содержанием калорий совершенно не нужна. Статья ученых опубликована в Journal of Cereal Science.

Витамины и аминокислоты — это предшественники молекул, выполняющих важные регуляторные и строительные функции. Диета, включающая эти соединения, помогает пищеварительной системе человека оставаться здоровой и справляться с возможными сбоями в работе. Однако большое количество пищи или несбалансированность питательных веществ в ней, напротив, может стать причиной развития различных заболеваний, в том числе онкологических.

Белок SIRT1 — индикатор количества пищи, получаемой клетками. Если увеличивать его количество контролируемым образом в клетке, процессы старения в ней замедляются и улучшаются механизмы защиты от стресса. Тем не менее слишком высокая выработка SIRT1 в органах и тканях животного говорит о том, что они испытывают голод, а это может стать причиной анемии и других негативных последствий.

Исследователи из Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета вместе с учеными из Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого провели эксперимент на крысах. Они добавили гречневую крупу в корм животных и проанализировали ее влияние на здоровье. Для этого крыс поделили на три группы, в каждой из которых было по восемь особей. При этом контрольная группа получала обычное количество корма, группа с урезанным рационом получала на 30% меньше калорий, а последняя — экспериментальная группа — получала обычный корм с перемолотой гречкой. При этом крупа по весу составляла около 30% всего рациона. Из-за присутствия в гречке волокон, которые почти не усваиваются организмом, ученые изменили объем ежедневного рациона так, чтобы его энергетическая ценность соответствовала рациону второй группы.

Через восемь недель ученые отобрали образцы крови, печени, почек и желудка животных для измерения содержания в них белка SIRT1. Для этого исследователи применили флуоресцентные молекулы. В ходе эксперимента они отслеживали, как изменяется вес подопытных грызунов. Оказалось, что крысы, которые получали корм с гречкой, набрали больший вес, чем животные из группы урезанного рациона, несмотря на одинаковое количество потребляемых калорий.

Это значит, что гречневая диета обеспечивает нормальный рост и развитие животных, не вызывая при этом голода. Самый высокий уровень синтеза SIRT1 авторы зафиксировали в группе животных, питавшихся диетой с ограничением калорий. Тем не менее этому результату сопутствовало снижение веса у крыс. В экспериментальной группе у животных уровень белка был выше, чем в контрольной, но при этом их вес не уменьшался.

«Результаты исследования показали, что включение гречневой крупы в рацион имитирует эффект ограничения калорий, поскольку гречка содержит много пищевых волокон, которые не перевариваются человеком. Гречневая крупа — это низкокалорийная пища, ее присутствие в диете увеличивает выработку белка SIRT1, который защищает клетки пищеварительной системы, не вызывая голода у животных. Мы предполагаем, что любая другая растительная пища — зерна, овощи, фрукты, орехи — окажет аналогичный эффект на выработку белка SIRT1 и в целом на пищеварительную систему. Ешьте больше фруктов, овощей и злаков, и желудок скажет вам за это спасибо», — резюмировала одна из авторов исследования, доцент кафедры биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Шубхра Панде.