Опубликовано 20 февраля 2019, 13:48

У человека нашли иммунные клетки, активные против всех вирусов гриппа

© Meletios Verras/ISO Republic/Lisa Salmon/Flickr/Indicator.Ru

В иммунной системе людей нашли особую популяцию T-лимфоцитов, которые проявляют активность по отношению ко всем опасным для человека разновидностям вируса гриппа. Открытие дает надежду на разработку универсального средства от этого заболевания, применение которого позволит выработать иммунитет как минимум на несколько лет. Результаты опубликованы в журнале Nature Immunology.

Сегодня в мире постоянно циркулируют три рода заражающих людей вирусов гриппа: A, B и C. Существует также вирус гриппа D, но он по имеющимся данным не представляет опасности для человека. Особенностью данного вируса является быстрый темп мутаций многих белков, из-за чего разрабатываемые вакцины оказываются эффективны только против распространенной в текущий сезон разновидности. Однако если у человека существуют собственные клетки, распознающие любые виды вируса, то это дает надежду на появление принципиально новых методов борьбы, намного более эффективных, чем ежегодная вакцинация.

В новой работе ученые проанализировали при помощи метода масс-спектрометрии 67 тысяч вирусных геномов, чтобы выявить одинаковые для всех разновидностей белки. Полученные части вирусов использовали в экспериментах на мышах с целью тренировки иммунной системы животных. Опыты оказались удачными — грызуны страдали от инфекции и воспаления намного меньше. Оказалось, что данная активность обеспечивается T-лимфоцитами типа CD8+, активность которых против гриппа A была известна, но иммунный ответ на типы B и C не был изучен в достаточной степени. Клетки с такой же активностью были найдены у здоровых людей.

Тем не менее до универсального средства еще далеко: согласно оценкам авторов работы, примерно 54% мирового населения обладает нужным для инициации иммунного ответа типом CD8+ T-лимфоцитов. Однако ученые настроены оптимистично и надеются, что собственные клетки человека можно натренировать избавляться от любого типа гриппа.