Опубликовано 30 ноября 2020, 15:58

Установлено, как иммунные клетки переболевших узнают белок коронавируса

© Institute for Protein Design

Иммунологи из НМИЦ гематологии описали участки вирусного белка пепломера SARS-CoV-2, участки которого вызывают наиболее сильный иммунный ответ у людей, переболевших COVID-19. Кроме того, ученые выяснили, что количество Т-клеток, узнающих вирус, значительно выше у людей, которые не болели COVID-19. Результаты поддержанной Российским научным фондом работы важны для дальнейшей разработки вакцин против коронавируса и методов диагностики иммунитета населения. Статья опубликована в журнале Immunity.

Сотрудники Центра гематологии описали два типа иммунного ответа на новый коронавирус. Большинство переболевших COVID-19 пациентов имеют антитела к вирусу, однако у части пациентов эта иммунная реакция полностью отсутствует. В этом случае уничтожение вируса в их организме могло произойти за счет другой части иммунной системы — Т-лимфоцитов. У большинства пациентов с COVID-19 Т-клетки действительно способны распознавать фрагменты вируса. Кроме того, у людей, которые не болели COVID-19, тоже встречаются Т-клетки, реагирующие на SARS-CoV-2.

Ученые сравнивали образцы крови у людей, переболевших и ни разу не болевших COVID-19, и людей, образцы крови которых хранились в биобанке до пандемии. Исследователи проанализировали иммунный ответ на белок пепломера, который отвечает за проникновение вируса в клетку и входит в состав большинства разрабатываемых вакцин против SARS-CoV-2. Оказалось, что количество Т-клеток, узнающих вирус, значительно выше у людей, которые не болели COVID-19 и образцы крови которых были взяты весной 2020 года, по сравнению с теми, чьи образцы были собраны до пандемии.

«Мы не до конца понимаем природу этого иммунного ответа, — рассказывает первый автор статьи Алина Шомурадова. — Т-клеточный ответ может наблюдаться из-за того, что активируются клетки иммунологической памяти на другие коронавирусы, которые существовали вокруг нас и до 2019 года. Или, например, эти люди на самом деле перенесли COVID-19 бессимптомно и не выработали к вирусу антитела».

Ученые смогли выявить конкретные участки белка пепломера, на которые чаще всего реагируют Т-клетки переболевших COVID-19 людей. Два таких участка вируса распознаются иммунной системой большинства людей-носителей самого распространенного в Европе варианта гена HLA-A, отвечающего за демонстрацию фрагментов вирусов Т-лимфоцитам. Оба фрагмента уникальны для нового SARS-CoV-2, то есть отличают его от других коронавирусов. Значит, их можно использовать, чтобы выделять людей, переболевших именно COVID-19.

Авторы статьи также определили, какие именно Т-клеточные рецепторы распознают фрагменты вируса. Полученные данные важны как для фундаментального понимания взаимодействия нашей иммунной системы и SARS-CoV-2, так и для практических задач диагностики и вакцинации.