Опубликовано 09 июля 2020, 16:16

Клеточная терапия помогла при остром респираторном синдроме

© Rost9 | Shutterstock

Исследователи из Швеции и России впервые смогли показать, что применение стволовых клеток способно предотвратить долговременные побочные эффекты у пациентов с тяжелыми воспалительными заболеваниями дыхательной системы. Статья ученых опубликована в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

Одно из осложнений вирусных легочных заболеваний — острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС). При нем легкие сильно воспаляются из-за гиперреакции иммунной системы — цитокинового шторма. На сегодня смертность от тяжелой формы ОРДС составляет примерно 40%, а у переболевших этим заболеванием часто встречаются долговременные легочные, нейромышечные и когнитивные симптомы. Это уменьшает качество их жизни и увеличивает расходы на поддержание стабильного состояния организма.

На данный момент не существует эффективной терапии ОРДС, и его лечение в основном симптоматическое. Особенно актуальной терапия ОРДС стала на фоне пандемии SARS-CoV-2, так как большая часть пациентов с COVID-19 (80%) умирала именно от острого респираторного синдрома.

Авторы нового исследования предложили использовать для терапии ОРДС мезенхимальные стволовые клетки. В этой связи наибольший интерес представляют иммунорегуляторные и иммуносупрессирующие функции таких клеток. Несмотря на то что мезенхимальные стволовые клетки уже давно исследуются в контексте такого применения, ученые до сих пор не выяснили механизмы их действия, особенно в случае острого воспаления.

Исследователи из Уппсальского университета, Каролинского института и МФТИ провели эксперимент. В течение пяти лет они вводили донорские мезенхимальные стромальные клетки двум пациентам с тяжелой формой заболевания, для которых риск летального исхода составлял более 95%. В результате клетки показали высокую иммуномодулирующую способность, которая позволила подавить воспалительные процессы и восстановить функции легких.

Через год после лечения оба пациента были в состоянии работать и вернулись к нормальной жизни. В конце наблюдений в рамках исследования показатели здоровья двух участников оказались в пределах, а по некоторым показателям и выше нормы. Таким образом, это первая работа, которая показывает долговременные эффекты и отсутствие побочных реакций при лечении легочных воспалений с помощью стволовых клеток.

Одним из главных преимуществ нового подхода является его универсальность: острый респираторный дистресс-синдром может развиваться в ответ на разные причины, например из-за вирусов неодинаковой природы, а метод терапии стволовыми клетками работает независимо от этого. Это позволит, по словам исследователей, помочь огромному количеству пациентов вернуться к полноценной жизни.