Опубликовано 05 июня 2020, 18:06

Для лечения COVID-19 создали инструмент на основе CRISPR

© NIH Image Gallery/Flickr/Indicator.Ru

Команда ученых из Стэнфордского университета вместе с коллегами из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли разработала метод направленного воздействия на гены, который проявляет активность против COVID-19. Соответствующая статья опубликована в журнале Cell.

Над новым методом под названием PAC-MAN исследователи начали работать еще в прошлом году. Тогда они решили использовать его для борьбы с вирусом гриппа. Однако затем на мир обрушилась эпидемия другого вируса — SARS-CoV-2. И тогда ученые решили срочно модифицировать свой метод лечения гриппа для поиска средства лечения новой коронавирусной инфекции.

Сам PAC-MAN состоит из фермента — в данном случае, убивающего вирус белка Cas13, — и нити направляющей РНК, которая дает Cas13 команду уничтожить определенные нуклеотидные последовательности в геноме коронавируса. Изменив генетический код вируса, PAC-MAN мог нейтрализовать коронавирус и остановить его репликацию внутри клеток. По словам исследователей, ключевой проблемой для перевода PAC-MAN из молекулярного инструмента в противовирусную терапию является поиск эффективного способа доставки его в клетки легких.

Когда SARS-CoV-2, коронавирус, который вызывает COVID-19, вторгается в легкие, они могут воспаляться и заполняться жидкостью, лишая пациента способности дышать. Теперь ученые обнаружили, что эффективным методом адресной доставки могут быть липитоиды — комплексы пептоидов с фосфолипидами. Эти вещества ранее уже показали свою эффективность в качестве средств адресной доставки ДНК и РНК.

Ученые показали, что эти материалы нетоксичны для организма и могут доставлять нуклеотиды, инкапсулируя их в крошечные наночастицы шириной всего в один нанометр. Исследователи уже протестировали доставку PAC-MAN с помощью липитоидов в эпителиальные клетки человека, зараженные синтетическим SARS-CoV-2. Система показала себя очень хорошо: благодаря ей количество вирусных частиц уменьшилось на 90%. Теперь авторы планируют протестировать систему PAC-MAN/липитоид на животной модели против живого вируса SARS-CoV-2. В случае успеха ученые планируют начать клинические испытания новой терапии.