Опубликовано 21 сентября 2020, 14:34

Люди не доверяют работающим с генетической информацией организациям

© Leah Samuel/STAT

Российские ученые приняли участие в исследовательском проекте по изучению взглядов общественности на обработку и доступ к генетической информации YourDNAYourSay. Его результаты показали, что для развития медицинской генетики необходимо повышать уровень общественного доверия к использованию генетических данных. Работа опубликована в American Journal of Human Genetics.

Для оценки отношения общества к геномным исследованиям и обмену данными группа исследователей со всего мира провела опрос, в котором приняли участие 36 268 человек из 22 стран. В среднем два из трех респондентов заявили, что они не имеют представления о том, что такое ДНК, генетика и геномика. При этом 52% ответили, что могут предоставить свою ДНК и медицинскую информацию анонимно для использования врачами. Лишь треть респондентов была готова предоставить такие данные коммерческим компаниям. В целом только 42% респондентов заявили, что готовы предоставить более чем двум специалистам или организациям свою ДНК и информацию о здоровье.

Глобальный характер исследования выявил некоторые национальные особенности. Менее 30% участников из Германии, Польши, России и Египта заявили, что доверяют более чем одному получателю данных; тогда как более 50% респондентов в Китае, Индии, Великобритании и Пакистане доверяют множеству пользователей. В некоторых странах (Индия, США, Китай и Пакистан) различие между уровнем доверия некоммерческим и коммерческим исследователям менее четкое, и отмечается большее понимание необходимости обмена данными с коммерческими организациями.

«Россия впервые участвовала в таком масштабном проекте по изучению общественного мнения об обмене геномными данными, которое позволило сравнить отношение людей в разных странах к этой теме. Интерес к развитию геномных технологий растет, и результаты исследования крайне важны. Они показывают неготовность общества к принятию генетических технологий и говорят о необходимости формирования позитивного общественного мнения, необходимого для эффективной разработки и использования генетических технологий в медицине», — отметила одна из исследователей Вера Ижевская, замдиректора по научной работе Медико-генетического научного центра им. академика Н. П. Бочкова и председатель Российского общества медицинских генетиков.