Опубликовано 16 ноября 2020, 21:41

Обнаружены маркеры фолликулярного рака щитовидной железы

© Garth Sundem/University of Colorado Cancer Center

Проанализировав роли микроРНК в канцерогенезе, ученые из России смогли определить молекулы, которые могут служить маркерами при диагностике фолликулярного рака щитовидной железы. Открытие ляжет в основу разработки тест-систем для точного определения этого заболевания на дооперационном этапе. Результаты научной работы представлены в International Journal of Molecular Science.

По данным ВОЗ, за последние десятилетия заболеваемость раком щитовидной железы выросла в два раза. Одним из самых сложных вариантов в плане диагностики и лечения является фолликулярная карцинома. В этом случае нельзя оценить злокачественный характер образования классическими методами. Авторы статьи обнаружили, что количество некоторых молекул микроРНК — малых некодирующих молекул РНК, которые принимают участие в экспрессии генов, — отличается в клетках фолликулярного рака и аденомы (доброкачественного образования). Что интересно, эти отличия часто имеют разнонаправленный характер: активность одной молекулы возрастает в случае рака, другой — падает.

«При содействии морфологов мы составили группы образцов фолликулярных узелков щитовидной железы с различным инвазивным потенциалом, то есть с различной степенью «прорастания» в близлежащие ткани. В этих образцах мы искали такие микроРНК, изменения экспрессии, или "активности", которых соответствуют степени инвазии клеток узла за пределы его капсулы», — рассказала одна из исследователей, заведующая лабораторией субклеточных технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Анастасия Малек.

В ходе трехлетней работы ученые выделили и проанализировали сотни микроРНК из доброкачественных и злокачественных фолликулярных узлов щитовидной железы. Сочетание экспериментальных и вычислительных подходов позволило выявить пару молекул микроРНК — miR-146b и miR-451, оценка соотношения их активности позволяет установить или исключить рак у пациента.

После этого ученые предположили, что установить диагноз можно с помощью количественного анализа двух микроРНК путем оценки соотношения их концентраций. Этот подход позволил выявить пары молекул, соотношение концентраций которых четко ассоциировано с диагнозом фолликулярный рак. Пара miR-146b/miR-451 показывала хороший диагностический потенциал. Было обнаружено, что в злокачественных образцах с большей степенью инвазии уменьшалось количество и падала активность молекулы miR-451, при этом увеличивалось количество и возрастала активность молекулы miR-146b.

По мнению ученых, новый метод диагностики фолликулярного рака щитовидной железы возможно внедрить в клиническую практику. Тест-системы на основе ПЦР анализа нескольких пар микроРНК могут быть разработаны уже в ближайшие несколько лет. Новый метод органично встраивается в стандартный диагностический алгоритм и не предполагает проведения пациенту дополнительных процедур. Однако технология требует оптимизации основных этапов: выделения РНК, количественного анализа «маркерных» молекул и алгоритмов расчета полученных данных. Ученые предполагают, что время выполнения и стоимость анализа будут сопоставимы с современными методами ПЦР-диагностики, например, вирусных инфекций или точечных мутаций.