Опубликовано 09 февраля 2017, 14:37

Медики научили сальмонеллу бороться с раком

Генетически модифицированная сальмонелла нацеливается на опухоль и делает иммунную систему человека сверхагрессивной к раковым клеткам

© Younghee Lee/CUBE3D Graphic

Медики из Кореи, Китая и США предложили способ стимулирования иммунного ответа на раковые клетки с помощью видоизмененных бактерий сальмонеллы. О результатах своего исследования ученые рассказали в журнале Science Translational Medicine.

Идея применения бактерий для пробуждения иммунного ответа не нова. Так как бактерии часто поселяются в омертвевших, бедных кислородом тканях, таких как опухоли, ученые могут специально «направлять» их в эти ткани. Однако большинство основанных на этом принципе лекарств не дошло до применения на практике, так как испытания показали, что опухли возвращаются, а сами бактерии могут быть токсичными. В 2006 году группа исследователей из Национального университета Чоннам обнаружила, что иммунная система человека остро реагирует на белок, содержащийся в жгутике микроорганизма Vibrio vulnificus. Позднее им удалось генетически модифицировать безвредную Salmonella typhimurium, чтобы она вырабатывала тот же белок FlaB.

В ходе тестирования разработанного метода ученые ввели 20 мышам ткани человеческой опухоли. Через три дня, несмотря на то, что мыши содержались в стерильных условиях, раковые ткани содержали множество сальмонелл. Через 120 дней у 11 из 20 мышей, зараженных модифицированной формой бактерий, опухоль перестала распознаваться. Животные из контрольной группы, зараженные сальмонеллой, не производящей белок FlaB, скончались от рака.

В следующем опыте мышам были пересажены ткани с метастазами. Восемь животных получило модифицированную сальмонеллу, шесть — обычную, еще семь не получило лечения. Через 27 дней у мышей из двух последних групп насчитывались десятки метастаз, а у животных из первой группы их число резко сократилось или они вообще исчезли.

Пока этот метод испробован на мышах, однако, если удастся сделать его применимым для лечения людей, это может стать значительным достижением в борьбе с онкологическими заболеваниями.