Опубликовано 29 мая 2020, 13:53

«Меня пугают заявления, что мы в сентябре можем начать массовую вакцинопрофилактику»

Чем планируют вылечить россиян

© PxHere/ Schriever Air Force Base AFRL/Indicator.Ru

Как продвигается работа над вакциной против коронавируса в России и мире, как ВОЗ помогает объединить усилия отечественных и зарубежных ученых, зачем финансировать разные типы вакцин против одной инфекции, как для борьбы с SARS-CoV-2 могут пригодиться вирусы табачной мозаики, гепатита и везикулярного стоматита, читайте в материале Indicator.Ru с заседания Российской академии наук.

ВОЗ vs COVID-19

Научный совет отделения наук о жизни РАН уже не в первый раз проводит онлайн-собрание, обсуждая последние новости борьбы с пандемией. На этот раз докладчики начали с широкой картины, а затем привели примеры собственных разработок. Одной из первых выступила специальный представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович.

В экстренных условиях пандемии ВОЗ призывает к экстренным мерам. Организация стремится упростить разработку вакцин, финансировать множество вакцин-кандидатов, чтобы дать шанс найти разные варианты, более подходящие для разных людей, объединенными усилиями проводить международные клинические испытания. На следующем этапе нужно глобально развернуть изготовление вакцин. Чтобы возможность сделать прививку появилась у людей по всему миру как можно быстрее, необходимо инвестировать в производство еще до завершения клинических испытаний. Также надо задуматься о создании новых промышленных мощностей и их правильном географическом распределении.

Подходы к разработке вакцин

© Доклад Айдара Ишмухаметова

«У нас есть четыре вида тестируемых вакцин: на основе модифицированных версий вируса, на основе вирусного вектора, на белковой основе, на основе нуклеиновых кислот (на основе РНК и ДНК). По состоянию на 22 мая есть 124 вакцины-кандидата, 10 из них — на стадии клинических исследований», — отметила Вуйнович. ВОЗ зарегистрировала восемь российских вакцин, находящихся на разных стадиях разработки.

Кроме того, она предостерегла, что помешать врачам иммунизировать население может движение антипрививочников: «Сейчас модно быть диссидентом, много фейковой информации... Я каждый день расстраиваюсь, когда читаю в группе ВОЗ ВКонтакте, будто вакцина будет убивать людей. Вакцина — это самая главная мера общественного здравоохранения, которая позволила миру сохранять здоровье людей, их продолжительность жизни, поддерживать инвалидов».

Согласилась с мнением Вуйнович о необходимости поддерживать разработку разных типов вакцин и другой эксперт ВОЗ — руководительница отдела вирусологии им. А. А. Смородинцева Института экспериментальной медицины Лариса Руденко. По ее словам, сейчас идут оживленные споры, какая вакцина будет иметь преимущества, какие недостатки у каждой из них. Но до проведения клинических испытаний мы точно не знаем, какими будут особенности каждого из вариантов, какие могут быть противопоказания. Не исключено, что разным группам населения (например, детям или пенсионерам) могут лучше подойти разные типы вакцины.

Сама докладчица занимается разработкой живой поливалентной вакцины (на основе настоящих ослабленных вирусов и с разными вариантами «мишеней»), а также технологической платформы, позволяющей конструировать вакцины нового поколения. Среди преимуществ живой поливалентной вакцины — возможность наработать большие объемы в куриных эмбрионах, новая стратегия вакцинопрофилактики и введение такой вакцины через нос, что делает ее удобнее в использовании.

Другие ученые взяли в качестве вектора (служебного вируса-носителя, который позволяет размножить нужный нам участок генетической информации) вирус табачной мозаики, вирусы везикулярного стоматита или гепатита B. Лариса Руденко предпочла использовать вектор на основе вируса гриппа, ведь для таких векторов уже налажено массовое производство.

От лихорадки Эбола до коронавируса

Денис Логунов, доктор биологических наук и заместитель директора НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Гамалеи, рассказал о разработках вакцины на основе двух непохожих вирусных векторов. Такой подход помогает вовлечь в борьбу с вирусом два типа иммунитета — клеточный и гуморальный, но избежать иммунного усиления респираторного заболевания. Его работа также опирается на уникальную технологическую платформу, которая помогла в разработке вакцин против вируса Эбола, вируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS), лихорадки Ласса и других.

«Кандидатная вакцина для профилактики COVID-19 "Гам-Ковид-Вак" показала высокую безопасность. Проверена иммуногенность на грызунах. Эффективность вакцины — в стадии изучения на моделях грызунов (хомяков) и приматов (обыкновенных игрунков и макак-резусов)», — пояснил Логунов. По его словам, у всех участников первых испытаний вакцины от MERS на людях удалось достичь высокой концентрации антител в крови через 28 дней после прививки. Есть надежда, что и вакцина для профилактики COVID-19 будет обладать такими же свойствами.

«На сегодняшний день мы не знаем, как дальше будет развиваться заболевание COVID-19, также мы не знаем, сколько вакцины нам надо, чтобы остановить коронавирус, также не ясен вопрос с популяционным иммунитетом», — предостерег член-корреспондент РАН и генеральный директор Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН Айдар Ишмухаметов. Его группа отдает предпочтение цельновирионным вакцинам (на основе целого инактивированного вируса).

Ученые выделили образцы вируса у 400 пациентов московских клиник и изучили вариации генома у возбудителей заболевания, создали модели лабораторных животных (грызунов и приматов) для изучения болезни и тестирования лекарств и вакцин. Также они занимаются разработкой высокочувствительных тест-систем для поиска коронавирусной инфекции.

Четыре вакцины и лекарство против шторма

Генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов поведал об участии компании в разработке сразу четырех вакцин: на основе мРНК, на основе вектора аденоассоциированного вируса (AAV5), на основе вируса везикулярного стоматита и на основе живого аттенуированного вируса гриппа (A/Leningrad/134/17/57 (H7N9). Клинические испытания первой и второй вакцины, которые компания исследует самостоятельно, начнутся в июне-июле, для двух других, разрабатываемых в сотрудничестве с ФГБНУ «ИЭМ» и ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», — еще позже (конец года и октябрь соответственно).

Также Дмитрий Морозов сообщил, что его компания уже тестирует лекарство, которое может спасти от страшных последствий коронавирусной инфекции: «Проходит испытание и показывает хорошие результаты препарат левилимаб — оригинальный препарат, моноклональное антитело к рецептору интерлейкина-6». Препараты на основе моноклональных антител называют так потому, что они производятся иммунными клетками-клонами одной клетки-предшественницы. Все они нацелены на один тип молекул-мишеней.

Изначально левилимаб создавался как лекарство от ревматоидного артрита — аутоиммунного заболевания, то есть такого, при котором иммунная система вместо защиты организма начинает атаковать клетки собственного организма. Аутоиммунная реакция может возникнуть и у пациентов с тяжелой коронавирусной инфекцией. В этом случае в ответ на заражение клетки начинают выделять сигнальные молекулы — цитокины, призывающие на помощь иммунитет и предупреждающие, что пора занять оборонительные позиции. В норме эта реакция нужна для полезных целей. Но при цитокиновом шторме клетки в зоне воспаления в панике выделяют огромное количество таких сигнальных молекул, они сеют хаос и разрушение, натравливая иммунные клетки на собственный организм. Спасением от цитокинового шторма и может стать левилимаб, который блокирует действие интерлейкина-6 на ждущий его команд белок-рецептор.

«Это не соревнование лабораторий, это состязание человечества с вирусом»

О разработке еще одной вакцины рассказал директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института вакцин и сывороток ФМБА России Виктор Трухин. Его лаборатории пришлось круто развернуть работу с планового создания вакцин из Национального календаря прививок к поиску способов профилактики коронавирусной инфекции. Самыми перспективными его группе кажутся специфические антитела, нацеленные на белок spike (получивший название потому, что он формирует «шипы» коронавируса). Такие антитела исследователи научились производить при помощи клеток кишечной палочки (E. coli). В своей работе они использовали 330 образцов сыворотки от местного населения.

Для этой вакцины большинство испытаний еще впереди. «В конце месяца мы должны получить все результаты по скрининговым исследованиям и в июне планируем начать доклинические исследования», — пояснил Трухин. Еще через три месяца будет подана заявка на клинические исследования. Однако, поскольку разные типы вакцин могут лучше подойти разным группам населения и отличаться по эффективности, эта работа (хотя она и кажется отстающей по времени) тоже очень важна. «Это не соревнование лабораторий, это состязание человечества с вирусом. Чем скорее мы найдем решение, тем скорее мы победим эту быстро развивающуюся проблему», — уверен ученый.

Можно подумать, что это «скорее» звучит как издевательство, если для многих вакцин еще и доклинические испытания не начали. Нас уже выпускают из карантина, а там и вторая волна закончится. Кому нужна будет прививка, когда столько людей уже переболели и погибли? Но кажущаяся медлительность в разработке вакцин и лекарств более чем оправданна. Как мы уже обсуждали, в норме этот процесс занимает годы. И хотя во время пандемии медики, ученые и законодательные организации стремятся ускорить его, всему нужно знать меру. Как справедливо заметил Виталий Зверев, академик РАН, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета, если срезать слишком много углов на этом пути, под угрозой окажутся человеческие жизни. «Мне очень понравилось, что в выступлениях говорили об идее, что необходимо тщательно изучить все эти вакцины на предмет безопасности и, конечно, эффективности. Меня пугают вот эти заявления, что мы в сентябре можем начать массовую вакцинопрофилактику. Я бы осторожно относился к этому. […] Здесь очень много тонких вещей, у каждого подхода есть свои плюсы, но нужно исключить возможный риск, чтобы не повторилась ситуация с вакцинацией против лихорадки Денге, когда сотни человек умерли на последней стадии клинических испытаний», — считает Зверев. По его словам, массовое внедрение недостаточно хорошо протестированных вакцин может навредить людям и поставить под сомнение всю идею вакцинопрофилактики.