Опубликовано 15 мая 2020, 12:38

Найдены новые мишени для лечения COVID-19

© NIAID

Сотрудники Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гете смогли наблюдать, как изменяются клетки человека при заражении SARS-CoV-2 — вирусом, вызывающим COVID-19 у людей. Авторы протестировали ряд соединений в лабораторных моделях и обнаружили, что некоторые из них замедляли или даже останавливали размножение вируса. Работа исследователей была опубликована в журнале Nature.

Новое исследование проводилось на вирусах, полученных культивированием зараженных клеток толстой кишки из мазков двух инфицированных пациентов из Уханя. Ученые использовали специальный метод масс-спектроскопии под названием mePROD, чтобы показать, как инфекция SARS-CoV-2 изменяет клетки человека. Эта новая методика, созданная исследователями всего несколько месяцев назад, позволяет определить количество белков и скорость их синтеза внутри клетки.

Полученные данные показывают, как развивается инфекция COVID-19. В то время как многие вирусы останавливают производство белков клетки-хозяина и заставляют ее производить свои собственные, SARS-CoV-2 лишь незначительно влияет на производство «родных» протеинов. Вместо этого вирус увеличивает синтез белка в клетке. Исследователи подозревали, что это было слабое место вируса, и смогли использовать ингибиторы трансляции — вещества, останавливающие синтез белков, — для уменьшения скорости распространения вируса.

Через двадцать четыре часа после заражения вирус вызывает отчетливые изменения в составе протеома хозяина: при снижении метаболизма холестерина повышается активность углеводного обмена и модификации РНК. Используя эти знания, ученые смогли остановить размножение вируса в культивируемых клетках путем применения ингибиторов этих процессов. Аналогичный успех был достигнут при использовании вещества, которое ингибирует производство строительных блоков для вирусного генома.

Среди веществ, остановивших размножение вируса в клеточных культурах, была 2-дезокси-D-глюкоза, которая препятствует углеводному обмену, необходимому для размножения вируса. На основе этого соединения американская компания Moleculin Biotech уже создала пролекарство и готовится начать его клинические испытания. По словам авторов, среди потенциальных ингибиторов репликации вируса есть и такие вещества, которые уже применяются в клинической практике. На данный момент ученые планируют проверить их действие на коронавирусную инфекцию.