Опубликовано 15 апреля 2020, 22:15

Найдены новые причины редкой глутаровой ацидурии

© Pierre-Alain Gouanvic/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Российские медики из ФБГНУ «Медико-генетический научный центр им. академика Н. П. Бочкова» в ходе изучения редкого генетического заболевания — глутаровой ацидурии первого типа (ГА1) — смогли выяснить ранее неизвестные причины, которые могут помочь в ее диагностике и лечении. Статью об открытии исследователи опубликовали в журнале Metabolic Brain Disease.

ГА1 происходит из-за возникновения мутаций в гене GCDH, которых на сегодня описано более 200. В организме человека с мутациями в обеих копиях гена может возникать недостаток фермента, который расщепляет глутаровую и 3-гидроксиглутаровую кислоты. Эти кислоты накапливаются в биологических жидкостях, оказывая нейротоксическое действие преимущественно на подкорковые структуры головного мозга. Первые признаки заболевания обычно проявляются в детском возрасте — от трех месяцев до трех лет. Среди них рвота, судороги, мышечная гипотония. В 75–80% случаев с рождения либо в первые месяцы жизни у больных развивается макроцефалия. Клиника такого заболевания напоминает детский церебральный паралич. Раннее выявление ГА1, особенно до начала клинических проявлений, позволяет проводить максимально эффективное патогенетическое лечение.

Чтобы его улучшить и облегчить дифференциальную диагностику, исследователи проанализировали данные 51 пациента с ГА1, которые были выявлены за последние 12 лет в разных регионах России. Почти все они на момент постановки диагноза находились в тяжелой стадии. Только двое пациентов находились на досимптоматической стадии на момент выявления ГА1 благодаря расширенному неонатальному скринингу и один благодаря обследованию на основе семейного анамнеза.

Российские исследователи в ходе анализа выявили изменения в гене GCDH, которые до этого не были описаны в мировой литературе. Ученым также удалось доказать их патогенность. Авторы впервые обнаружили девять новых мутаций, приводящих к изменению нуклеотидной последовательности гена и нарушениям работы фермента, который она кодирует. Из-за этого и проявляются все наблюдаемые в ходе течения заболевания симптомы.

В частности, у пациентов, окончательный диагноз которым не был поставлен традиционными методами, научные работники лаборатории наследственных болезней предположили ранее неизвестные крупные перестройки в гене. Эта догадка подтвердилась благодаря совместной работе исследователей со специалистами лаборатории «Геномед». Позже наличие крупных делеций и их патогенность ученые доказали уже в лаборатории НБО МГНЦ.