Опубликовано 09 июля 2020, 09:39

Предложен новый подход к лечению ВИЧ

Пораженный ВИЧ (желтым) Т-лимфоцит

© NIAID

Ученые предложили новый метод лечения ВИЧ-инфекции, с помощью которого можно полностью удалить зараженные клетки и восстановить иммунную систему. Для этого используется естественный механизм обновления CD4+ Т-лимфоцитов, которые поражает вирус. Исследование опубликовано в журнале Trends in Immunology.

ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые содержат на своей поверхности рецепторы CD4. Прикрепляясь к этим белкам, вирус угнетает работу иммунной системы , из-за чего у человека возникает синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). При этом организм больного теряет возможность защищаться от инфекций и опухолей. Без антиретровирусной терапии больные погибают примерно через 9–11 лет после заражения. Лечение позволяет продлить жизнь до глубокой старости, однако для этого необходимо постоянно принимать различные препараты, к которым у вируса может возникнуть устойчивость.

Один из механизмов развития такой резистентности ВИЧ к антиретровирусным препаратам ученые связывают с формированием скрытых вирусных резервуаров — своего рода «убежищ» для вирусов внутри клеток. При этом сам вирус находится в неактивном состоянии, патоген не размножается, не выходит в кровоток, из-за чего лекарство не работает. Это уменьшает эффективность применения антиретровирусных препаратов, и зараженная клетка не распознается иммунной системой для последующего уничтожения.

Чтобы устранить такие неактивные клетки, ученые предлагают использовать так называемую стратегию «активируй и убивай». Она предполагает применение препаратов, которые активируют развитие вируса в латентно-инфицированных клетках. Тогда патоген начинает проявлять себя, и его уничтожают CD8+ Т-клетки иммунной системы. Это повышает эффективность антиретровирусной терапии. Однако у такого метода есть свои недостатки: токсичность препаратов, непредсказуемая реакция зараженных клеток, а также эффект подавления активности иммунной системы.

Авторы новой статьи предложили другой подход под названием «промыть и заменить». Поддержанные грантом Российского научного фонда исследователи проанализировали большой массив данных о развитии и структуре популяции ВИЧ в организме человека до и в ходе антиретровирусной терапии. Также ученые посмотрели, как ведет себя вирус иммунодефицита у обезьян до, после и во время лечения.

Новый метод основан на использовании естественного механизма поддержания Т-клеточного гомеостаза. В ходе него части активированных субпопуляций более зрелых лимфоцитов, включая латентно-инфицированные CD4 Т-клетки, вымываются из организма. Это происходит за счет миграции в органы менее дифференцированных клеток. Там рождаются иммунные клетки (лимфоидные), и происходит их конкуренция за факторы выживания.

«Благодаря использованию дополнительной поликлональной активации Т-клеток в сочетании со стандартной антиретровирусной терапией можно увеличить скорость обновления популяции иммунных клеток. Это наша рабочая гипотеза, которая показывает возможность создания нового подхода к удалению всех латентно-инфицированных клеток», — говорит один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник, доктор физико-математических наук, сотрудник Института вычислительной математики имени Г. И. Марчука РАН Геннадий Бочаров.