Опубликовано 11 декабря 2020, 17:17

Открыт новый способ регуляции натриевого тока в сердце

© Harvard Health Publishing

Российские ученые открыли влияние белка RhoA на быстрый натриевый ток сердца. Результаты исследования помогут выявить мишени для новых лекарств от сердечных патологий. Работа опубликована в Journal of Physiology and Biochemistry.

Ученые кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ при содействии коллег из Центра Алмазова выяснили, как RhoA белки влияют на натриевый ток, необходимый для генерации электрического возбуждения, в мышечных клетках сердца — кардиомиоцитах. Исследование такого взаимодействия было проведено на нескольких типах объектов — препаратах правого желудочка крысы, выделенных крысиных желудочковых кардиомиоцитах, а также клетках культуры, экспрессирующих потенциалзависимые натриевые каналы.

Rho белки относятся к группе малых G-белков, их работа зависит от гуанозинтрифосфата (ГТФ). Они регулируют огромный ансамбль внутриклеточных процессов, в том числе процессы клеточного деления и адгезии. Эти белки важны и для регуляции работы кардиомиоцитов, а нарушение сигнальных путей, в который участвуют Rho-белки, приводит к развитию патологий.

«Оказалось, что RhoA является негативным регулятором быстрого натриевого тока (то есть активация этого белка приводит к уменьшению амплитуды тока). Это подтверждается данными, полученными на всех перечисленных объектах исследования. Воздействие активатора RhoA неизменно приводило к уменьшению амплитуды натриевого тока изолированных кардиомиоцитов и уменьшению скорости развития фазы 0 потенциала действия в препарате желудочка. В клетках культуры, одновременно экспрессирующих потенциалзависимые натриевые каналы и RhoA белок, амплитуда тока была значительно меньше по сравнению с контрольными значениями», — рассказал один из авторов работы Денис Абрамочкин.

Это первое исследование, описавшее регуляцию натриевого тока белком RhoA. Дальнейшая работа в этом направлении очень перспективна, ведь изучение молекулярных механизмов наблюдаемых явлений поможет выявить мишени для новых лекарств от разнообразных сердечных недугов.