Опубликовано 02 декабря 2020, 19:00

Омоложение нейронов глаза вернуло зрение мышам

© yevgeniy111/Getty Images

Американские исследователи перепрограммировали нейроны в сетчатке мышей, вернув их в более молодое состояние, в котором они легче восстанавливают свои аксоны. Таким образом удалось восстановить зрение животных. Результаты работы проливают свет на механизмы старения и определяют новые терапевтические цели лечения возрастных нейрональных заболеваний, таких как глаукома. Статья опубликована в журнале Nature.

Команда американских ученых под руководством исследователей из Гарвардской медицинской школы показала, что экспрессия трех факторов транскрипции (белков, регулирующих активность генов) в ганглиозных клетках сетчатки у мышей с поврежденным зрительным нервом возвращает нейроны в молодое состояние. Эти белки — OCT4, SOX2 и KLF4 — называются также факторами Яманака. В экспериментах ганглиозные клетки смогли вырастить новые аксоны и восстановить через них связь с мозгом.

Ганглиозные клетки сетчатки — один из типов нейронов глаза, передающих сигналы от фоторецепторов к мозгу. При повреждении на ранних этапах развития их аксоны могут восстанавливаться, однако в зрелом возрасте этого уже не происходит. Предложенное авторами лечение восстанавливало зрение не только у старых мышей, но также и у животных с моделью глаукомы.

На молекулярном уровне повреждение и последующее восстановление, вероятно, связаны с эпигенетическими изменениями, такими как метилирование ДНК. При повреждении ганглиозных клеток к нуклеотидам ДНК присоединяются метильные группы, которые меняют экспрессию генов. Восстановление нейронов происходило за счет деметилирования, возвращавшего ДНК в исходную, более молодую форму. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что в основе старения лежит накопление эпигенетических изменений. Кроме того, существует возможность омоложения ткани и восстановления ее функции, так как в тканях млекопитающих сохраняется информация о первоначальном состоянии, закодированная метилированием ДНК. Несмотря на то что описанные в работе эффекты транскрипционных факторов еще предстоит проверить на людях, результаты свидетельствуют о том, что они могут перепрограммировать нейроны в мозге у разных видов.