Опубликовано 25 января 2020, 17:01

Отключение гена защищает от листериоза

Отключение гена  защищает от листериоза

© Wikimedia Commons

Международная группа ученых, в которую в том числе вошли исследователи Университета ИТМО, провела серию экспериментов для изучения принципов работы иммунной системы и того, какие гены и белки отвечают за реакцию на те или иные опасные бактерии. В результате удалось выяснить, что «отключение» гена, ответственного за выработку белка Beclin 1 или другого гена, вырабатывающего белок FIP200, приводит к тому, что подопытные животные практически полностью становятся невосприимчивы к опасному инфекционному заболеванию листериозу. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Nature Microbiology.

Работа иммунной системы – чрезвычайно сложный процесс, механизм работы которого до сих пор далеко не полностью изучен учеными. Какие белки отвечают за иммунный ответ организма? Можно ли сделать организм генетически невосприимчивым к любым болезнетворным бактериям или хотя бы к части из них? Все эти вопросы пытаются решить биологи и генетики во всем мире.

Для того чтобы понять механизм работы иммунитета, ученые проводят эксперименты – исследуют популяции мышей, у представителей которых в результате долгого целенаправленного скрещивания не работают те или иные гены. Если подобное «отключение» (генетики и биоинформатики называют его нокаутом) того или иного гена приводит к изменению в работе иммунной системы, значит, он имеет непосредственное для нее значение.

Международная группа ученых провела исследование мышей, у которых подобным способом были «отключены» два гена, ответственные за выработку двух белков – Beclin 1 и FIP200. Причем нокаут был проведен не во всем организме животного, а только в миелоидных (подтип иммунных клеток) клетках мышей. Эти белки участвуют в процессе аутофагии, то есть утилизации клеткой молекул и органелл, возникающих в процессе ее жизнедеятельности. Выяснилось, что это «отключение» сделало животных практически совсем не восприимчивыми к бактерии Listeria monocytogenes, вызывающей опасное заболевание листериоз. Это заболевание поражает нервную систему и без правильного лечения даже приводит к летальному исходу.

«Listeria monocytogenes – это такая бактерия, которая делится внутри клетки, – рассказывает соавтор исследования, аспирант Университета ИТМО, сотрудник международной научной лаборатории «Компьютерные технологии» Константин Зайцев, – мы обнаружили, что если нарушена работа генов, отвечающих за Beclin 1 или FIP200, то внезапно мышки сами справляются с инфекцией и хорошо выживают после нее».

Такой результат наблюдается за счет того, что иммунная система мышей с нокаутом в целом оказывается активирована постоянно, а не время от времени, в зависимости от внешних возбудителей, как у обычных мышей. Иммунные клетки – макрофаги – оказываются в постоянно возбужденном состоянии, что позволяет мгновенно реагировать на появление в организме Listeria monocytogenes.

Генная модификация, на первый взгляд, не приводит к фатальным последствиям для жизнедеятельности подопытных мышей: они нормально развиваются, растут, едят, размножаются. Однако это вовсе не значит, что отключение генов проходит для животных бесследно.

Как выяснилось в ходе экспериментов, другие инфекции, например вирус гриппа, все равно заражают подопытных мышей так же успешно, как и обычных. Также следует отметить, что, хотя подопытные мыши развивались практически так же, как и обычные, тем не менее они становились уязвимы для своей собственной иммунной системы. В целом статья дает большой аналитический материал относительно участия белков Beclin 1 и FIP200 в иммунном ответе на попадание в тело болезнетворных микроорганизмов.