Опубликовано 07 сентября 2018, 17:34

Клетки из открытых ран научились превращать в клетки кожи

© Jason Goldman/Pixnio

Клетки в открытых ранах можно «перепрограммировать» и сделать клетками кожи. Эта разработка не только позволит лечить повреждения кожи, но и поможет лучше понять механизмы рака кожи. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Международная группа ученых нашла способ сделать из клеток в открытых ранах обычные клетки кожи. Разработка касается кожных язв — поражений, возникающих из-за механического или химического воздействия или из-за нарушения кровоснабжения. Язвы поражают сразу несколько слоев кожи и заживают с образованием рубца. Иногда пациенты с большими язвами прибегают к помощи пластических хирургов, чтобы пересадить кожу со здорового участка на открытую рану. Если рана слишком крупная, то пересадка кожи не поможет. В таком случае врачи берут у пациента образец стволовых клеток, выращивают нужное количество в лаборатории и затем подсаживают их в рану. Для этой процедуры нужно довольно много времени, причем результат далеко не всегда завершается успехом.

Авторы исследования предложили выращивать основные клетки кожи — кератиноциты — прямо в ране. Для этого ученые сравнили состав белков в кератиноцитах и в клетках язвы. Им удалось найти 55 молекулярных факторов, по которым один тип клеток можно отличить от другого. Ученые провели для каждого из них серию экспериментов и попытались превратить клетки раны в кератиноциты. В результате из 55 осталось только четыре фактора, «перепрограммирование» которых позволяло получить кератиноциты. Превратить одни клетки в другие ученые смогли с помощью лентивирусов — особого рода вирусов, который часто применяют в генетике. Этот вирус может доставить генетический материал из одной клетки в другую.

Ученые провели серию экспериментов с лабораторными мышами, чтобы проследить, как эта технология будет работать в реальных условиях. Сначала авторы травмировали кожу мыши, а затем с помощью лентивирусов доставляли в клетки раны необходимые соединения, чтобы превратить их в кератиноциты. Через 18 дней у мышей заживали даже самые крупные язвы. Через три месяца клетки «новой кожи» вели себя абсолютно так же, как и здоровые. В дальнейших исследованиях ученые планируют провести более широкие клинические исследования и проверить, безопасно ли применять эту технологию для лечения людей.