Опубликовано 02 марта 2021, 19:54

Препарат от диабета поможет лечить заболевания репродуктивной системы

© Nostrum Laboratories/Shelby Lin Erdman

Ученые проанализировали, как метформин, препарат от сахарного диабета, действует на репродуктивную систему. Оказалось, что он способствует восстановлению работы яичников и семенников у пациентов с гормональными проблемами и бесплодием. В будущем это поможет повысить эффективность лечения заболеваний репродуктивной системы. Статья опубликована в журнале Pharmaceuticals.

Поддержанные грантом Президентской программы Российского научного фонда ученые из Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН провели исследование, в котором проанализировали действие метформина на репродуктивную систему мужчин и женщин. На основании этого они подготовили масштабный обзор, в котором подытожили исследования ведущих зарубежных ученых и обобщили собственные результаты. Клинические исследования подтвердили, что метформин не только улучшает работу репродуктивной системы у обоих полов, но и благотворно влияет на здоровье новорожденных.

«Наше исследование открывает новые направления применения метформина как фармакологического препарата, улучшающего репродуктивные функции у женщин и мужчин при эндокринной патологии. Также есть перспективы применения метформина для повышения эффективности вспомогательных репродуктивных технологий», — комментирует руководитель проекта по гранту РНФ Александр Шпаков.

Метформин — хорошо изученный препарат, применяемый при сахарном диабете второго типа и метаболическом синдроме. В здоровом организме инсулин помогает клеткам захватывать глюкозу — основной источник энергии. При диабете и метаболическом синдроме ткани плохо распознают инсулин и не пропускают глюкозу в клетки, это ухудшает работу сосудов, приводит к почечной недостаточности, вызывает воспаление и, как оказалось, нарушает работу репродуктивной системы.

Метформин способствует повышению чувствительности тканей к инсулину. Исследователи также выяснили, что метформин повышает эффективность ЭКО и помогает в лечении синдрома поликистозных яичников. Кроме того, он оказывает положительное влияние на производство сперматозоидов у мужчин, болеющих сахарным диабетом или метаболическим синдромом. Проведя испытания на крысах с сахарным диабетом, ученые впервые обнаружили, что метформин повышает ответ семенников на гонадотропины — гормоны, которые отвечают за нормальную работу репродуктивной системы. Тем самым он усиливает выработку тестостерона и стимулирует продукцию сперматозоидов. Как выяснили ученые, прием данного препарата улучшает репродуктивную функцию у мужчин, потому как увеличивается не только количество сперматозоидов, но и их оплодотворяющая способность