Опубликовано 17 сентября 2019, 16:00

У раковых клеток обнаружили склонность к «каннибализму»

Клетки опухоли рака молочной железы

© Min Yu/USC Norris Comprehensive Cancer Center

Исследователи из Тулейнского университета обнаружили, что некоторые раковые клетки выживают после химиотерапии, «поедая» своих сородичей. Понимание такого механизма поведения поможет медикам лучше лечить онкологические заболевания. Статья об открытии опубликована в Journal of Cell Biology.

Химиотерапевтические препараты, такие как доксорубицин, убивают раковые клетки, повреждая их ДНК, но клетки, которые выдерживают начальное лечение, могут вскоре привести к рецидиву опухоли. Эта проблема часто возникает при раке молочной железы. Клетки этой опухоли сохраняют нормальную копию гена под названием TP53. Вместо того чтобы умереть в ответ на химиотерапевтическое повреждение ДНК, эти раковые клетки обычно просто прекращают делиться и входят в спящее, но метаболически активное состояние — старение. Однако даже в течение этого процесса опухолевые клетки продолжают производить вещества, способствующие росту и развитию онкологического заболевания.

В новой работе ученые обнаружили, что после воздействия доксорубицина или других химиотерапевтических препаратов клетки рака молочной железы стареют и часто начинают поглощают своих соседей. Исследователи наблюдали такое поведение не только в раковых клетках, выращенных в лаборатории, но и в опухолях, растущих у мышей. Кроме рака молочной железы, оно было обнаружено и при онкологических заболеваниях костей и легких.

Группа ученых обнаружила, что стареющие раковые клетки активируют группу генов, которые обычно присутствуют в белых кровяных тельцах — лейкоцитах. После «поедания» своих соседей стареющие раковые клетки переваривали их и получали энергию, необходимую для жизни. Оказалось, что стареющие раковые клетки, которые поглотили соседа, выжили в культуре дольше, чем те, кто этого не сделал. Исследователи подозревают, что поглощение их соседей может обеспечить стареющие раковые клетки энергией и материалами, необходимыми для выживания и производства факторов, которые приводят к рецидиву опухоли.