Опубликовано 27 декабря 2019, 20:23

Распространение малярии в организме человека визуализировали

© CDC/Dr. Mae Melvin/Wikimedia Commons

Биологи из Японии составили подробную карту перемещения малярийных протистов по организму человека. Статья об этом опубликована в журнале iScience.

Исследователи сосредоточились на Plasmodium falciparum — паразите, который вызывает самую тяжелую форму малярии. Он заражает эритроциты хозяина, вызывая выработку нескольких белков в цитоплазме зараженной клетки. В конечном итоге зараженная клетка преобразуется, и эта трансформация не только «скрывает» ее от иммунной системы, но и помогает паразиту распространяться по организму.

Ранее было трудно понять, как паразит взаимодействует с белками, которые он активировал, потому что их число было колоссально — порядка 400. Но другое исследование показало, что при этом выделяется гораздо большее количество белков — не только те, которые были закодированы в генетической последовательности клетки.

В новой работе исследователи решили сосредоточиться на одном из таких белков — SBP1, — который, как известно, очень важен для распространения малярии. Изучая это соединение, исследователи смогли снизить количество белков, которые непосредственно связаны с распространением и развитием малярии в организме. Более того, им удалось построить «карту» перемещения инфекции внутри и за пределами клеток-хозяев.

Ученые использовали высокочувствительную масс-спектрометрию для получения изображений белков, взаимодействующих с SBP1 на протяжении всего процесса деления клетки. Благодаря этому авторы работы идентифицировали сразу несколько белков, специфически связанных с трансформацией клетки-хозяина.

В итоге исследователи составили всеобъемлющую карту взаимодействий SBP1, которая проливает свет на сложные взаимоотношения и взаимодействие между белками хозяина и паразита. Полученные результаты также открывают путь для дальнейшего изучения и обсуждения молекулярного механизма инфекций, поражающих эритроциты человека.

«Мы разработали альтернативный подход для выявления белков, которые участвуют в распространении малярии, — сказал один из исследователей, профессор Университета Тохоку Кентаро Като. — Взаимодействия SBP1, которые мы нашли, представляют собой мощную и неоценимую платформу для идентификации белков, связанных с тяжелой формой малярии, вызванной Plasmodium falciparum».