Опубликовано 16 апреля 2019, 12:00

Впервые сердце человека напечатали на 3D-принтере

© Oded Balilty/ТАСС

Израильские исследователи напечатали человеческое сердце размером c вишню на 3D-принтере. Оно будет пересажено лабораторному животному для дальнейших исследований. Результаты были изложены в статье, которая на днях вышла в журнале Advanced Science.

3D-принтер, опираясь на трехмерную модель, послойно печатает желаемый объект. Метод позволяет создавать множество объектов: от деталей самолетов до тканей человеческого сердца. Ключевое преимущество 3D-печати заключается в возможности точно создавать геометрически сложные формы.

Событие отмечено как «первое в истории человечества, когда успешно спроектировали и напечатали целое сердце, кровеносные сосуды, желудочки и председия из клеток», — комментирует Таль Двир, руководитель проекта. Людям и до этого удавалось напечатать 3D-сердце, однако никогда — настоящими живыми клетками человека.

Напечатанное сердце обладает биохимическими, механическими и топографическими свойствами сердечной ткани пациента, а потому не может вызывать отторжения имплантата. Для этого у пациента забрали биопсию сальника — складки брюшины, которая покрывает внутренние органы наподобие фартука. Клетки перепрограммировали, чтобы вернуть их к состоянию стволовых, и назначили им дифференцироваться в клетки сердца и сосудов. Внеклеточный матрикс пациента преобразовали в гидрогель. Два типа клеток по отдельности объединяли с гидрогелем, чтобы сформировать «чернила» для печати структур крохотного сердца.

В ходе эксперимента были созданы несколько десятков сердец, которые готовы для пересадки животным. Ученые убеждены, что их разработка позволит спасти множество жизней, так как больным не придется вставать в очередь на донорские ткани и бороться с иммунным отторжением трансплантата.