Опубликовано 07 декабря 2020, 21:45

Найден способ сохранить работоспособность мозга после травм на фоне недосыпа

© Brittany Risher/Flickr

Ученые из Дальневосточного федерального университета вместе с коллегами из Италии, Испании и Швеции выяснили, как защитить мозг и минимизировать нейродегенеративные процессы после легких черепно-мозговых травм на фоне длительных нарушений сна. Результаты работы особенно актуальны в контексте мирового тренда на повышение пенсионного возраста. Статья опубликована в журнале Progress in Brain Research.

Исследователи смоделировали нарушения работы мозга при черепно-мозговой травме легкой степени тяжести на фоне предшествующих нарушений сна и определили, какие гормоны и белки влияют на развитие нейродегенеративных процессов. Ученые предложили методику их компенсации через доставку лекарственных веществ с помощью нанокристаллов двуокиси титана TiO2. Технология направлена на защиту нейронов и поможет минимизировать утрату функций интеллекта и деградацию тканей мозга.

«Нарушения работы мозга, о которых идет речь, могут быть характерны для участников специальных военных операций, во время которых люди сталкиваются с длительным недостатком или полным отсутствием сна. На таком фоне черепно-мозговая травма относительно легкой степени влечет за собой развитие сложных патофизиологических механизмов, сопровождающихся неблагоприятными последствиями для здоровья, — рассказывает один из авторов работы Игорь Брюховецкий. — Однако гораздо чаще подобный тип нарушений характерен для людей среднего возраста с сосудистыми заболеваниями центральной нервной системы и начальными признаками нарушения мозгового кровообращения — теми вещами, которые в запущенном случае приводят к инсульту. У таких людей в результате сотрясения мозга или гипертонического криза, состояния, вызванного чрезмерным повышением артериального давления, могут быть запущены нейродегенеративные процессы, ведущие к прогрессирующему нарушению интеллекта».

Около 20% взрослого населения Земли страдает нарушениями сна. В случае черепно-мозговой травмы и в случае длительных нарушений сна, а также при их сочетании снижается выработка α-меланоцит-стимулирующего гормона и так называемого нейротрофического фактора мозга — белка, кодируемого геном BDNF. Последний ген стимулирует и поддерживает развитие нейронов. Таким образом, существует возможность компенсации этих веществ извне.

Ученые предложили доставлять в мозг пациентов нанокапсулы двуокиси титана с церебролизином (сбалансированная композиция нескольких белков и фрагментов пептидов) и α-меланоцит–стимулирующим гормоном. Это сочетается с трансплантацией в мозг мезенхимальных стволовых клеток из костного мозга самого пациента. Такие клетки способны превращаться в клетки различного вида. Медики говорят, что предложенная методика позволит защитить нейроны мозга и минимизировать масштабы когнитивной дисфункции.

Результаты работы особенно актуальны в контексте мирового тренда на повышение пенсионного возраста. Медицинским ответом на этот тренд могут стать новые нейропротективные и органосохраняющие технологии — превентивные меры для сохранения трудоспособности и интеллекта.