Опубликовано 25 марта 2021, 17:49
2 мин.

Создан новый метод быстрой и надежной диагностики отеков в тканях

© IMA

Ученые из МГУ разработали метод количественной оценки отечного синдрома с помощью оптической широкопольной микроскопии (капилляроскопии) и лазерной сканирующей микроскопии. Работа опубликована в журнале Diagnostics.

До сих пор в клинической практике отсутствовали методы быстрой количественной оценки степени отечности и динамики изменения характеристик отека. Для решения этой задачи ученые МГУ совместно с коллегами разработали методы для оценки краткосрочного и долгосрочного кожного отека с использованием оптической микроскопии.

«Мы показали, что для пациентов с сердечной недостаточностью морфологические параметры, полученные с помощью капилляроскопии, а именно диаметр переходного отдела капилляров и размер периваскулярной зоны, могут использоваться для характеризации длительных отеков. В то же время для здоровых добровольцев применение двух моделей краткосрочного отека не выявило заметных изменений параметров капилляров. Однако в этом случае наблюдалось значительное снижение резкости изображения капилляров, что связано с накоплением воды в эпидермисе», — рассказывает соавтор исследования, младший научный сотрудник физического факультета МГУ Борис Якимов.

Для проверки полученных результатов авторы воспользовались методом конфокальной микроскопии, обеспечивающей лучший контраст и более высокое пространственное разрешение при визуализации биотканей. Они показали, что при наличии отеков области папиллярной дермы становятся гипорефрактивными (то есть отражение оптического излучения от них падает), что приводит к потере контраста изображения. Аналогичный эффект наблюдался у пациентов, проходящих инфузионную терапию, — было показано, что предложенная методика позволяет исследовать динамику накопления жидкости в перикапиллярной области в клинических условиях.