Опубликовано 18 октября 2019, 13:44

Ученые приблизили разработку вакцины против ВИЧ

© Kateryna Kon/Science Photo Library/Getty Images/Indicator.Ru

Российские ученые предложили новый способ для получения антител из одиночных B-лимфоцитов. Это поможет существенно сократить время и затраты на создание вакцин против большинства вирусных и бактериальных агентов, в том числе против ВИЧ. Результаты их работы опубликованы в журнале BioTechniques.

Сотрудники Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН разработали простой и эффективный метод извлекать антитела из В-лимфоцитов. Это клетки иммунной системы, которые распознают и уничтожают разные чужеродные тела, проникающие в организм: вирусы, бактерии, грибки, паразиты, а также собственные дефектные клетки, например опухолевые.

В-лимфоциты играют важную роль в приобретенном иммунном ответе: они синтезируют белковые молекулы — антитела — против конкретных чужеродных структур и выделяют их в кровь. Эти молекулы присоединяются к антигенам, после чего вредителей опознают как чужеродные и в дальнейшем уничтожают.

«Мы не можем узнать заранее, с какими заболеваниями столкнемся, но нам это и не нужно: наши B-лимфоциты способны продуцировать антитела против очень многих патогенов. Если человек однажды встретился с любым из них, в его организме остаются так называемые клетки памяти от перенесенного заболевания. Выделив из таких клеток ДНК генов иммуноглобулинов, мы можем получить антитела против любого чужеродного вещества, будь то вирус, бактерия, грибок или опухолевая клетка. В дальнейшем их можно использовать для лечения других людей», — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории иммуногенетики ИМКБ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Гусельников.