Опубликовано 22 августа 2018, 15:02

Успешно испытана универсальная вакцина от гриппа

© JSciMed Central/Flickr

Ученые испытали вакцину, которая претендует на роль универсальной прививки от гриппа. Испытания на мышах и других лабораторных животных пока говорят о ее эффективности. Результаты изложены в журнале Nature Communications.

Несмотря на распространенность гриппа и редкие, но постоянно регистрируемые осложнения, вплоть до смерти, человечество еще не придумало универсальную вакцину от этого заболевания. В отличие от применяемых сегодня сезонных препаратов, которые помогают иммунитету бороться с конкретными штаммами вируса, универсальная прививка должна защитить человека на всю жизнь при небольшом количестве применений. Подобные вакцины существуют от некоторых других болезней, например столбняка, но создать настолько эффективное средство борьбы с гриппом пока не удалось.

В новой работе медики пишут о том, что они успешно испытали новый препарат на мышах. «Этой вакцине удалось сделать то, с чем большинство других кандидатов не справилось, — вызвать ответ на консервативный (почти не изменяющийся у разных штаммов, — прим. Indicator.Ru) участок, что обеспечивает защиту от широкого спектра вирусов, — говорит соавтор работы Скотт Хенсли из Пенсильванского университета (США). — Если она будет работать на человеке даже в два раза менее эффективно, чем у мышей, то это все равно будет огромным достижением, которое может в будущем стать основой средства защиты от гриппа для каждого».

Новая вакцина отличается от аналогов тем, что в ней используется не самая распространенная для подобных препаратов часть вируса, вызывающая иммунную реакцию. На поверхности вируса находятся белки гемагглютинины, структура которых напоминает гриб. Обычные прививки стимулируют ответ на «шляпку» белка, которая сильно варьируется у разных штаммов и быстро мутирует со временем. Новый препарат использует измененные молекулы мРНК, которые кодируют данные белки. Проникая в иммунные клетки организма, эти молекулы считываются, и на их основе синтезируются белки, что вызывает намного более мощную ответную реакцию.

В экспериментах с мышами антитела к гриппу наблюдались в крови на протяжении всех 30 недель исследования, причем к концу срока их стало даже больше, чем спустя четыре недели после инъекции. Также ученые провели успешные испытания на хорьках и кроликах. Следующим шагом авторы называют тесты на человекообразных обезьянах, а клинические испытания на человеке при благоприятных обстоятельствах начнутся в течение двух лет.