Опубликовано 19 июля 2019, 10:34

Вино может помочь сохранить мышечную массу в невесомости

© oleghz/Getty Images/NASA/Indicator.Ru

Американские ученые показали, что содержащийся в вине ресвератрол помогает сохранять мышечную массу и силу захвата у крыс, подвергающихся симулированной гравитации Марса. Исследование было опубликовано на страницах Frontiers in Physiology.

По расчетам NASA, полет от Земли до Марса займет девять месяцев, после которых — возможное пребывание на планете, где притяжение составляет 38% от земного. Не подверженные привычной гравитации, мышцы и кости ослабевают. Сперва поражаются опорные мышцы, такие как камбаловидная мышца голени. Более того, во время космического полета у космонавтов развивается пониженная чувствительность к инсулину. «Диета может стать превентивной стратегией. Тем более, на космических кораблях к Марсу не будет возможности установить тренажеры, доступные астронавтам на МКС», — отметила ведущий автор финансируемого NASA исследования Мари Мортре.

Ресвератрол — полифенол, встречающийся в винограде и чернике. В вине он также содержится (в красном его больше, чем в белом). Соединение известно противовоспалительным, антиоксидантным и антидиабетическим эффектами. В контексте недостатка механической нагрузки ресвератрол позволяет поддерживать костную и мышечную массу. Терапия ресвератролом способствует росту мышц у диабетиков и подвергнутых невесомости животных, повышая чувствительность мышечных волокон к инсулину. Реагируя на инсулин, клетки поглощают больше глюкозы и быстрее растут.

Исследователи из Гарвардской медицинской школы предположили, что умеренная суточная доза ресвератрола (150 мг/кг/ день) поможет смягчить мышечную деформацию в гравитационной модели Марса.

Чтобы имитировать гравитацию Марса, группа провела исследование на крысах. На две недели 12 самцов подвесили к потолку, столько же оставили на полу клетки в качестве контрольной группы. Половина из первой группы получали с водой ресвератрол. Окружность голени и силу захвата передней и задней лап измеряли еженедельно.

Результаты показали, что терапия ресвератролом значительно сохранила мышечную функцию и уменьшила мышечную атрофию у подвешенных самцов. Среднее изменение силы захвата по окончанию срока составляло -6,18% и 10,92% при введении ресвератрола соответсвенно. Препарат приводил к увеличению веса голени при гравитации Марса на 21,6%.

Исследователем предстоит установить эффект различных доз ресвератрола как для мужчин, так и для женщин. К тому же важно подтвердить отсутствие потенциально опасных взаимодействий вещества с другими лекарственными препаратами.