Опубликовано 04 августа 2020, 13:30

Волосы рассказали о диете человека и условиях его проживания

© Alison Halliday/Getty Images

Сотрудники Университета Юты показали, что состав волос на голове человека может показать, как изменяется рацион людей в зависимости от их социально-экономического статуса. Оказалось, что в более неблагоприятных районах наблюдается более высокая доля белка, который поступает от животных, вскормленных кукурузой. Статья исследователей опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Миллиметр за миллиметром наши волосы могут записывать то, чем мы питались в последнее время. Поскольку волосы состоят из аминокислот, которые поступают из пищи, они сохраняют следы белка, который содержится в еде. Причем показатели концентрации различных аминокислот в пище и в волосах коррелируют достаточно сильно для того, чтобы не только отличить мясоеда от вегетарианца, но и выяснить, насколько много мяса человек потребляет.

Различные источники пищи имеют различные соотношения стабильных изотопов различных элементов. Когда пища распадается на аминокислоты, изотопы, присутствующие в ней, включая углерод и азот, начинают образовывать соединения, которые встраиваются в различные ткани нашего организма, включая волосы. Ранее исследователи также показали, что по изотопному составу волос можно проследить маршрут путешествия человека, используя изотопные соотношения в воде, которую он пил.

В новой работе ученые решили выяснить, как на состав волосяного покрова влияет употребляемый человеком тип белка — животный или растительный. Авторы показали, что скот, вскормленный на кукурузе, будет иметь то же соотношение изотопов в своем белке, что и в самом растении. Из-за этого у человека, который поедает мясо такого скота, в волосах также будет накапливаться белок с «кукурузным» соотношением стабильных изотопов.

Изначально эта версия была лишь предположением. Чтобы проверить ее, ученые собрали образцы волос из 65 парикмахерских и 29 районов рядом с Большим Соленым озером в штате Юта. Всего ученым удалось собрать образцы от 700 человек. В силу такого сбора образцов авторы исследования не могли учесть пол, возраст и пищевые привычки конкретных людей. Однако волосы, собранные в районах, которые располагаются рядом с Большим Соленым озером, смогли показать, как уровень жизни в них коррелирует с диетой населения.

Оказалось, что в зонах с более низким социально-экономическим статусом значительную часть рациона людей составляет белок, полученный от вскормленных на кукурузе животных. Также исследователи обнаружили, что по соотношению изотопов можно предсказать, есть ли у человека ожирение и даже примерно оценить стоимость его стрижки. Пока механизмы такого влияния до конца не исследованы, и ученые намерены заняться этим в будущем.