Опубликовано 13 апреля 2019, 20:37

Нобелевские лауреаты. Ли Чжэндао

Теоретическая физика и легенда о Будде
Нобелевские лауреаты. Ли Чжэндао

© Wikimedia Commons

Как буддийская легенда прозвучала на нобелевской церемонии и кто занял второе место в рейтинге самых молодых лауреатов, рассказывает наш очередной выпуск рубрики «Как получить Нобелевку».

Как мы уже говорили в прошлом выпуске, Нобелевская премия по физике 1957 года уникальна тем, что это самая ранняя премия, лауреат которой жив до сих пор. Точнее – оба лауреата. А у Ли Чжэндао есть и домашняя страничка в Интернете. Случай Ли интересен еще и тем, что огромный список его почетных премий, степеней и наград начинается с Нобелевской премии. Неудивительно: ведь Ли Чжэндао вместе с Вернером Гейзенбергом, Карлом Андерсоном и Полем Дираком делит почетное второе место в возрастном рейтинге «естественнонаучных» нобелиатов: все эти достойные люди получили премию в 31 год! Только Поль Брэгг-младший в свои 25 обогнал всех – это рекорд на века. Правда, у него в соавторах был отец… Но мы отвлеклись. Итак, знакомьтесь!

Ли Чжэндао

Родился 24 ноября 1926 года, Шанхай, Китайская республика

Нобелевская премия по физике 1957 года (1/2 премии, совместно с Янгом Чжэньнином). Формулировка Нобелевского комитета: «За проницательное исследование так называемых законов четности, которое привело к важным открытиям в физике элементарных частиц (for their penetrating investigation of the so-called parity laws which has led to important discoveries regarding the elementary particles)».

Наш герой родился в Шанхае. Его отец, Ли Цзинькун, был бизнесменом, и у него с супругой Чан Минчан было шестеро детей. Ли Чжэндао (или, как писали в СССР, Ли Цзундао) был третьим ребенком. В образовании и в начале научного пути Ли повторил историю своего старшего товарища по Нобелевской премии 1957 года: начало высшего образования — в Китайском университете, затем – эвакуация в Куньмин, в Юго-Западный объединенный университет, а после этого – получение стипендии на обучение в Чикаго под руководством Энрико Ферми.

Тема диссертации Ли была теоретически-астрономическая — «Содержание водорода в белых карликах». Чувствовалось влияние одного из лекторов Юго-Западного университета – Субраманьяна Чандрасекара. В том же 1950 году у Ли еще был шанс окончательно уйти в астрофизику: он пару месяцев поработал ассистентом-исследователем по астрофизике в Йеркской астрономической обсерватории на озере Женева (штат Висконсин). Тем не менее уже в 1951 году Ли снова встретился с Янгом в Принстоне, поработав вместе с ним пару лет. Молодые исследователи настолько сдружились, что, когда Ли уехал на профессорскую позицию в Колумбийский университет (став самым молодым профессором за всю его историю), они продолжили свои еженедельные обеды, за которыми и начали в 1956 году обсуждать вопросы сохранения четности.

Что было дальше, мы написали в предыдущей статье – блестящий эксперимент Мадам Ву, его повторение – и Нобелевская премия уже через год. Редчайший случай в истории премии. И то, что Ли с Янгом стали первыми китайцами, получившими Нобелевскую премию, отметили уже в представлении лауреатов: член Королевской академии на Нобелевской церемонии сказал буквально следующее: «Я думаю, что все китайцы, независимо от [политических] режимов, обязательно будут восхищаться вами и говорить о вас словами известного поэта Тань: “Как мы можем хоть один день обойтись без этих людей”».

На церемонии вручения Нобелевской премии Ли выступил с одной из самых экстравагантных речей, обращенной к студентам. Он рассказал историю Царя обезьян Сунь Укуна, который сначала стал царем обезьян, потом достиг успеха в мире людей, мог преодолеть 108 тысяч миль одним прыжком и в итоге, победив небесную армию, захотел стать Царем неба. Усмирять зарвавшегося примата отправили Будду.

Дальше процитируем самого Ли. «Пришел Будда. Он сказал обезьяне, что для того, чтобы стать Царем небес, нужно обладать некоторыми особыми качествами. Будда раскрыл ладонь и сказал обезьяне: "Если ты хочешь быть Царем небес, ты должен быть в состоянии прыгнуть в мою ладонь – и снова оттуда”.

Обезьяна посмотрела на Будду, который был, скажем, 100 футов ростом. "Я могу преодолеть сто восемьдесят тысяч миль одним прыжком, — сказала она себе, — и это будет легкий путь стать Царем небес.”

Поэтому она прыгнула в ладонь Будды – а затем сделала большой прыжок, пытаясь выбраться. На всякий случай она продолжала прыгать. После миллионов и миллионов лет прыжков обезьяна начала чувствовать себя немного уставшей. Наконец она добралась до места с пятью огромными розоватыми колоннами. Она подумала, что это, несомненно, граница Вселенной – столпы, отмечающие самый ее предел. Сунь Укун был очень взволнован этим и у подножия средней колонны написал: “Царь небес был здесь", и, очень веселый и очень счастливый, он начал прыгать назад. Наконец он добрался до места, с которого начал, и с гордостью потребовал, чтобы он стал Царем небес».

Сунь Укун. Гравюра XIV в.

Сунь Укун. Гравюра XIV в.

© Wikimedia Commons

На что Будда раскрыл ладонь и показал средний палец, на котором мелко было написано «Царь небесй был здесь». Впервые от лауреата по физике звучала такая литературная цитата.

А закончил Ли фразой: «В нашем поиске знаний мы можем быстро прогрессировать. Но мы должны помнить, что даже у основания пальца Будды мы все еще очень далеки от абсолютной истины».

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.