Опубликовано 26 сентября 2019, 13:44

Выяснен механизм плавления кристалла плазмы

© ESA

Российские и британские исследователи научились регулировать взаимодействия между частицами в однослойном кристалле плазмы с примесью пыли и смогли визуализировать весь процесс. Узнав механизмы различных дефектов в обычных кристаллах на молекулярном уровне, можно будет управлять ими и получать материалы с необходимыми свойствами. Результаты работы опубликованы в журнале Physical Review E.

Кристаллы — это протяженные упорядоченные структуры, состоящие из атомов одного или разных химических элементов. Часто в своих расчетах ученые используют модели идеальных кристаллов, в которых нет никаких пустот и отклонений в расположении атомов. Но в природе такие материалы могут существовать теоретически только при абсолютном нуле. В реальных кристаллах всегда наблюдаются дефекты. Это может быть либо вакансия — отсутствие атома в том положении, где он должен быть, либо межузельный атом — присутствие элемента кристалла между узлами решетки.

Новая работа ученых из МГТУ имени Н. Э. Баумана, Института физики высоких давлений имени Л. Ф. Верещагина РАН и Лондонского университета королевы Марии посвящена дефектам, вызванным присутствием тяжелых частиц в кристалле плазмы. Плазма — это четвертое агрегатное состояние вещества, которое представляет собой газ из ионов — атомов, лишенных своих электронов. Она подчиняется основным газовым законам и способна проявлять характерные исключительно для нее свойства при помещении в электрическое и магнитное поля. Большая часть Вселенной представлена так называемой пылевой плазмой с крупными заряженными частицами. Этот вид четвертого состояния демонстрирует явления, аналогичные тем, что происходят в молекулярных системах: кристаллизация, плавление, распространение звука и пластическая деформация.