Опубликовано 19 января 2017, 19:03

Повелители пустоты: квантовые флуктуации вакуума

Физики нашли способ сверхбыстрого воздействия на электрическое поле квантового вакуума
Детальный вид центральной части экспериментальной установки для субцикловой квантовой электродинамики.

© Андрей Москаленко, Денис Селецкий/Констанцский университет

Что такое виртуальные частицы, откуда берется «белый шум» в приборах, как физики ловят неуловимые колебания вакуума, а также что общего у движения автомобилей по автостраде и «сжатого света» в электрооптическом кристалле, рассказывает Indicator.Ru.

Виртуальные частицы: круговорот смертей и рождений

Для упрощения мы привыкли называть вакуум пустотой, такое «абсолютное ничто», в котором нет реальных частиц и излучений. Внимательный читатель уже, вероятно, предположил, что слово «реальные» появилось здесь неспроста, и он прав. Существует и понятие «виртуальные частицы». Эти частицы, согласно квантовой теории поля, имеют все те же характеристики состояния, что и реальные (квантовые числа), но, в отличие от них, связь между энергией и импульсом у виртуальной частицы нарушена. Поэтому виртуальные частицы не могут, возникнув, прожить долго: сразу после рождения их ждет либо поглощение реальными, либо быстрое исчезновение.

Виртуальные частицы были сначала предсказаны в теории. Они были нужны этой теории для того, чтобы объяснить фундаментальные взаимодействия между реальными частицами. С помощью теории эти взаимодействия можно описать как обмен виртуальными частицами. В свою очередь, это помогает объяснить и испарение черных дыр по Хокингу, и выделение фотона при распаде возбужденного атома или ядра, и рождение пары частица-античастица, и другие эффекты, которым без квантовых флуктуаций просто неоткуда взяться.

Так вот, благодаря беспрестанному рождению и смерти виртуальных частиц и происходят квантовые флуктуации в вакууме — кратковременные колебания уровня энергии в единице объема пространства-времени. Зафиксировав эти колебания на фемтосекундных (одна фемтосекунда — это миллионная доля миллиардной доли секунды) временных отрезках, физики подтверждают, что даже в вакууме, который мы привыкли называть «абсолютной пустотой», существуют колебания либо электрического, либо магнитного поля — как следствие принципа неопределенности Гейзенберга, который гласит, что мы не можем измерить свойства обоих этих полей (также как и скорость и импульс частицы) одновременно и точно.

Поймать неуловимую рябь пустоты

Хотя квантовые флуктуации вакуума настолько малы, что даже само измерение их (которое в любом случае проводится с использованием других частиц) обычно оказывает на них влияние (и снова принцип неопределенности), зафиксировать их до недавнего времени удавалось лишь косвенно, в основном в виде статических явлений. Так, например, был обнаружен лэмбовский сдвиг (едва заметное расщепление энергетических уровней в атоме водорода, которые должны иметь одинаковую энергию) и эффект Казимира (притяжение между незаряженными проводящими поверхностями, чаще всего зеркально плоскими и параллельными), вызываемые квантовыми флуктуациями.

Однако в 2015 году группа физиков под руководством Альфреда Ляйтенсторфера из Университета Констанца, среди которых были и российские ученые Андрей Москаленко и Денис Селецкий, впервые смогла напрямую измерить колебания электромагнитного поля ваккума в терагерцовом диапазоне частот с помощью новейших лазерных установок, генерирующих сверхкороткие импульсы. Суть метода детектирования состоит в следующем: когда луч линейно поляризованной фемтосекундной пробы проходит сквозь электрооптический кристалл, его поляризация становится эллиптической при воздействии терагерцового вакуумного поля. По уровню эллиптичности и измеряли амплитуду вакуумных флуктуаций электрического поля. При этом, в отличие от дробового (фонового) шума — отклонений из-за неравномерности выделения электронов, вызывающего мельчайшие колебания уровня тока в приборах, которые порождают «снег» на экране телевизоров и «белый шум» радиостанций, дополнительный вклад от квантовых флуктуаций ожидался на уровне нескольких процентов, что и было экспериментально показано.

Вакуум волнуется — два

Однако статья о результатах этих экспериментов, опубликованная в Science, вызвала не только положительные отзывы: часть ученых, например физик из Йельского университета Стив Ламоро (один из первых уловивших тонкий эффект Казимира), считает что зафиксированные колебания могли быть рождены и в самом электрооптическом кристалле. В таком случае квантовые флуктуации поля вакуума тут не при чем.

В свежем исследовании, статья о котором опубликована в журнале Nature, та же группа ученых, подтверждая свои результаты, пошла дальше: в этот раз им удалось воздействовать на поведение электрического поля квантового вакуума во времени. Это воздействие породило отклонения от основного состояния пустоты — тех самых вакуумных флуктуаций, объясняемых в рамках квантовой теории света.

Схематическое представление пространственно-временных отклонений от уровня невозмущенных вакуумных флуктуаций электрического поля. Эти отклонения создаются деформацией пространства-времени и детектируются в зависимости от времени. Цветная гиперповерхность является комбинацией продольного временного следа (красная линия) с функцией поперечной моды.