Опубликовано 26 июля 2019, 17:47

Программу развития синхротронных и нейтронных исследований разработают за три месяца

© Nokulunga Xala/Reuters/MLZ/Indicator.Ru

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о мерах по развитию в стране синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры. Кроме того, президент поручил правительству разработать программу их развития в течение трех месяцев, а также определить основные направления исследований в этой области. Указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Если заряженная частица движется с очень быстрой (релятивистской) скоростью по искривленной траектории, то испускает синхротронное излучение (СИ). СИ можно применять для микроскопии, анализа структуры и определения элементного состава объектов. В лучах синхротронного излучения можно наблюдать биологические объекты, химические молекулы, геологические образцы и не только. Установка позволяет даже изучать глубинные процессы Земли и других планет. Для генерации этого излучения специально строят ускорители электронов. На территории России планируют построить шесть экспериментальных синхротронных станций в рамках нацпроекта «Наука».

Федеральная научно-техническая программа развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы согласно указу президента будет разработана за три месяца. Заказчиком и координатором программы определено Минобрнауки.

Новосибирский источник синхротронного излучения с энергией 3 ГэВ будет включать в себя ускорительный комплекс и развитую пользовательскую инфраструктуру. Начало экспериментальной работы ЦКП «СКИФ» запланировано на 2024 год. «Сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы как можно скорее завершить формальные процедуры и приступить непосредственно к созданию источника. Следующий важный шаг — выход постановления правительства РФ о распределении финансирования», — приводятся в пресс-релизе, поступившем в редакцию Indicator.Ru, слова руководителя проектного офиса ЦКП «СКИФ» Якова Ракшуна.

Документом также предполагается, что к 2025 году в Протвино создадут прототип импульсного источника нейтронов, а в Гатчине — международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК. Также в планах создание к 2021 году проекта синхротрона во Владивостоке на острове Русский и источника синхротронного излучения «Зеленоград». К концу 2022 года должна быть завершена модернизация Курчатовского специализированного источника синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов» в Москве.