Опубликовано 21 февраля 2019, 11:26

В России создадут самую северную магнитную обсерваторию

© doctor-a/Pixabay

Самая северная в стране магнитная обсерватория будет создана в дельте реки Лены, сообщил ТАСС заведующий ЦКП «Научно-исследовательская станция "Остров Самойловский"», научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Леонид Цибизов.

«Мы начали работу с московским Геофизическим центром РАН и планируем в течение следующих двух лет открыть на базе станции самую северную в России магнитную обсерваторию», — сказал Цибизов.

По его словам, необходимость создания станции объясняется тем, что северный магнитный полюс движется по направлению к Сибири. При этом Сибирь наряду с океаническими территориями является местом, где магнитное поле измеряется и изучается слабо и редко.

«Поэтому такая обсерватория мирового уровня даст существенный вклад в понимание глобальных процессов изменения магнитного поля, строения земного ядра и магнитной навигации», — отметил Цибизов.

Обсерватория будет создана недалеко от «Острова Самойловский» и станет одним из его модулей наряду с другими устройствами мониторинга климата, температуры и погодных условий. На станции ведутся исследования бактерий в мерзлоте, а также атмосферные, температурные, геофизические исследования.

«Есть общая цель — исследовать реакцию мерзлоты на изменения климата. Надо понять, как ведет себя мерзлота при внешнем воздействии климата, как ведет себя мерзлота под воздействием реки Лены. Какие сопутствуют процессы — выброс в воду органического вещества, развитие новых особей мхов — и как меняется экосистема в зависимости от условий», — отметил собеседник агентства.

Экспедиция в дельте Лены работает с 1998 года. Первоначально она была организована Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом и немецким Институтом полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера. Они занимаются изучением процессов криолитозоны, а также всем, что связано с мерзлотой, ее развитием и деградацией, биохимическими особенностями. В 2012 году была открыта станция «Остров Самойловский», и экспедиция стала базироваться там. Тогда в проект включились Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова и Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, который стал оператором станции.