Опубликовано 29 декабря 2017, 12:32

РКЦ соединил Сбербанк квантовой связью

Квантово-защищенный сервер QRATE

© РКЦ

Российский квантовый центр (РКЦ) запустил линию связи с квантовой защитой между двумя московскими офисами Сбербанка: на Большой Андроньевской улице и на улице Вавилова. Это первый в России эксперимент по квантово-защищенной передаче реально используемых данных в городских условиях и следующий шаг после демонстрации квантового распределения ключа в Газпромбанке в 2016 году. Длина линии составила около 25 километров, там используются лазеры с частотой импульсов в 300 МГц, что позволяет достаточно быстро приготавливать квантовые состояния и обеспечивать требуемую скорость генерации ключей даже при высоких потерях. Об этом сообщается в поступившем в редакцию Indicator.Ru пресс-релизе.

Крупные проекты по разработке и внедрению технологии квантовых коммуникаций активно ведутся в Китае, Японии, США и Европе. Системы квантовых коммуникаций в Швейцарии использовались в рамках федеральных выборов и чемпионата мира по футболу в 2010 году, а также внедряются различными финансовыми организациями. В Китае внутригородские и магистральные сети квантового распределения ключей общей протяженностью порядка 2000 км уже внедрены в решения для защиты межбанковских коммуникаций. Для реализации проекта по созданию глобальной технологии квантовой защиты в 2016 году был запущен спутник для квантово-оптических экспериментов.

«Сбербанк стал первой организацией, получившей нашу установку квантовой защиты, которая уже готова для промышленной эксплуатации. За счет технологии квантовых коммуникаций мы обеспечили частую смену ключей в устройствах шифрования, что резко повышает уровень защиты данных. Кроме того, российские организации получат возможность использовать для защиты информации разработку именно из России, что важно для государства», — говорит гендиректор РКЦ Руслан Юнусов.

Шифрование сегодня используется при передаче почти всех данных в телекоммуникационных сетях. Все владельцы банковских карт пользуются криптографией. Но даже при хорошем уровне защиты у многих криптографических систем есть одна неустранимая уязвимость: они требуют передачи ключа. Если злоумышленник «подслушает» эту передачу, шифрование становится бесполезным.

Элегантным решением этой проблемы может быть использование квантовой защиты. Такая защита основана на использовании фундаментальных законов квантовой физики, которые невозможно обойти. Для обмена данными в рамках этой технологии используются одиночные фотоны, состояния которых безвозвратно меняются, как только кто-то попытается их «прочитать». Поэтому незаметно «подслушать» информацию, которая передается по этим каналам, невозможно.

Работа над системой квантовой связи в Российском квантовом центре была начата в 2015 году. Первая в России демонстрация квантово-защищенной передачи ключа была продемонстрирована в июле 2016 года между отделениями «Газпромбанка» на Коровьем валу и в Новых Черемушках на базе существующей оптоволоконной линии. Опытная эксплуатация этого канала позволила ученым и инженерам РКЦ адаптировать технологию к существующим телекоммуникационным системам и создать прототип установки, пригодный для промышленного производства и массового применения. В мае 2017 года была впервые в мире продемонстрирована технология квантового блокчейна. В декабре 2017 года специалистам РКЦ удалось шагнуть от демонстрации квантового распределения ключа к бизнес-приложению — созданию квантово-защищенного канала передачи данных.

В рамках совместного проекта с компанией «Амикон» была разработана гибридная система квантовой защиты информации, которая и была использована для создания канала связи между офисами Сбербанка. Распределение ключей осуществляется с помощью квантовых коммуникаций: информация, которая используется для формирования ключей, кодируется в состояниях одиночных фотонов (для этого используется поляризация — направление колебаний световых волн). Если потенциальный злоумышленник «подсмотрит» состояние фотона, оно изменится, и эти данные уже не будут использоваться для создания ключа. Выработка криптографических ключей и шифрование данных производится при помощи уже существующих сертифицированных решений для защиты информации.