Опубликовано 08 октября 2018, 18:59

Медведев назвал импортозамещение в науке спорной историей

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

© Екатерина Штукина/ТАСС

В ходе разговора с президентом НИЦ «Курчатовский институт» Михаилом Ковальчуком премьер-министр России Дмитрий Медведев сказал, что, в отличие от других сфер, «в науке импортозамещение — это спорная история» и что в этом случае нужно вести себя иначе. Стенограмма беседы опубликована на сайте Правительства РФ.

На встрече Ковальчук и Медведев обсуждали участие Курчатовского института в международных научных проектах, в частности в работе Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL). «Наука границ не имеет, закрываться никакого смысла нет. И если применительно к коммерческим изделиям, товарам, продукции нам нужно ориентироваться на импортозамещение, то в науке импортозамещение — это спорная история, потому что нужно как раз впитывать все достижения, все научные идеи, которые существуют, — отметил Медведев. — Поэтому давайте в этом направлении и дальше будем строить нашу работу».

Согласно распоряжению, которое сегодня подписал Дмитрий Медведев, НИЦ «Курчатовский институт» будет выплачивать российскую часть взноса на эксплуатационные расходы Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах. Средства для этого предусмотрены в бюджете на 2018 год. Всего за пять лет (с 2018 по 2022 год) Россия должна будет выплатить 185,9 миллиона евро (14,3 миллиарда рублей); в этом году сумма составит 46,9 миллиона евро (3,6 миллиарда рублей) — с учетом задолженности за предыдущий год. Выплата взноса позволит российским ученым участвовать в экспериментах с использованием XFEL, применять свои разработки, в частности новые источники синхротронного излучения.

XFEL (European x-ray free electron laser) — это международный проект, благодаря которому построен самый большой в мире лазер на свободных электронах. В строительстве установки участвуют 12 стран, но основную часть средств выделили Германия и Россия. Проект был представлен публике в 2002 году, в 2009-м началось его строительство, а 1 сентября 2017 года он был запущен.