Опубликовано 29 ноября 2016, 17:58

В МГУ впервые провели эксперименты по взаимодействию шаровой молнии с оконным стеклом

© Wikimedia Commons

Физики МГУ имени М.В. Ломоносова в составе коллектива российских ученых впервые исследовали оконное стекло, через которое прошла шаровая молния, не оставившая на нем видимых следов. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Atmospheric and Solar–Terrestrial Physics.

Сочетание методов электронной и оптической спектроскопии позволило определить в структуре стекла, сквозь которое прошла шаровая молния диаметром 20 см, след в виде каверны (отверстие с входом и затянутым стеклом выходом) диаметром около 0,24 мм. Подобное «отверстие» может создать лишь горячее или расплавленное формирование.

«Главное, что шаровая молния состоит из атомов и молекул (конденсированного вещества), а не из электромагнитного излучения или только плазмы, как предполагалось во многих гипотезах раннее», — говорит первый автор статьи, ведущий научный сотрудник кафедры физической электроники физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук Владимир Бычков.

Авторы из МГУ проводили оптическую и электронную микроскопию, масс-спектрометрические исследования материала каверны в стекле, анализ результатов экспериментов и их теоретическую интерпретацию.

Работа выполнена в сотрудничестве с учеными из Института энергетических проблем химической физики и Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.