Опубликовано 19 мая 2017, 14:55

Ядерные испытания холодной войны повлияли на космическую погоду

© NASA Goddard/Youtube

Многочисленные атмосферные испытания ядерного оружия во время холодной войны повлияли на космическую погоду. Взрывы на высоте от 25 до 400 километров вызывали выброс высокоэнергичных заряженных частиц, возмущали геомагнитное поле и наводили токи на поверхности Земли. Статья с анализом недавно рассекреченной информации опубликована в журнале Space Science Reviews.

«Испытания были подобны экстремальным примерам некоторых порождаемых Солнцем явлений, которые влияют на космическую погоду, — говорит Фил Эриксон, помощник директора обсерватории Хэйстек и соавтор работы. — Если мы поймем, что произошло в частично контролируемых и рукотворных событиях, то сможем лучше разобраться в естественных изменених в ближайшем космосе».

Из-за отдельных испытаний сформировались искусственные радиационные пояса, подобные естественным поясам Ван Аллена (радиационный пояс — это область магнитосфер планет, в которой накапливаются и удерживаются проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы, в основном протоны и электроны). В них существенное количество заряженных частиц находилось неделями, а в одном случае даже в течение нескольких лет. Независимо от происхождения эти частицы могут влиять на работу спутников. По-видимому, некоторые из них даже вышли из строя именно по этой причине. Несмотря на общую схожесть поясов, энергии частиц в искусственных отличаются, поэтому их можно определить.

Испытания также приводили к другим эффектам: например, американские испытания Аргус, проведенные в 1958 году на самой большой на тот момент высоте (максимальная высота составила 794 километра), позволили частицам улетать дальше от центра, что стало причиной геомагнитных штормов в Швеции и Аризоне. Зная время этих событий, ученые смогли определить скорость частиц. Оказалось, что они двигались двумя волнами: одна со скоростью 3000 километров в секунду, а другая обладала вчетверо меньшей. В отличие от долгих естественных событий, вызванные взрывами длились всего секунды.