Опубликовано 15 марта 2017, 16:47

Уссурийский полиграф угрожает российским лесам

Сибирский лес

Сибирский лес

© Александр Столяров/Wikimedia Commons

Ученые Института леса имени В.Н. Сукачева ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН и Института цитологии и генетики СО РАН доказали, что уничтожающий хвойные леса Южной Сибири жук-короед является завезенным с Дальнего Востока уссурийским полиграфом. Результаты работы опубликованы в журнале Agricultural and Forest Entomology. Кратко об этом сообщает портал «Наука в Сибири».

Уссурийский полиграф как массовый вредитель был замечен в Красноярском крае в 2009 году, но завезен сюда он был, судя по дендрохронологическим датировкам отмерших пихт, в начале 1990-х годов. Поначалу ответственность за это возлагали на местного короеда, пальцеходного лубоеда, однако сибирским ученым удалось показать, что он здесь не при чем, а деревья уничтожает дальневосточный инвайдер.

Этот вредитель не затронул зону Байкала (там кедр и пихта сейчас страдают от инфекционной водянки хвойных, и вспышки уссурийского полиграфа для них были бы губительными) и Средний Урал. Зато он добрался до Москвы, где уже успел совершить нападение на коллекцию пихт Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина РАН.

Уссурийский полиграф опасен еще и тем, что, как многие короеды, он переносит с собой фитопатогенные грибы. Они выполняют за него всю тяжелую работу по ослаблению дерева, в котором вредитель потом легко делает ходы и откладывает яйца. С квадратного дециметра одного зараженного ствола выходит до 90 жуков. Средней величины пихта дает 40—50 тысяч особей уссурийского полиграфа.

После возникновения вспышки остановить распространение этого вредителя практически невозможно, однако на начальных этапах еще вполне можно принять действенные меры. В первую очередь этот короед нападает на сильно ослабленные и поваленные ветром пихты, поэтому своевременное удаление этих деревьев из леса может сдержать увеличение численности полиграфа. Можно приманить жуков на специально выложенные «ловчие деревья»: в начале сезона службы защита леса выкладывают одно-два срубленных бревна на гектар.

Наконец, для выявления новых популяций пришельца и частичного снижения их численности можно использовать феромонные ловушки — специальные приспособления, привлекающие жуков на аналог их агрегационного феромона. Феромон полиграфа недавно обнаружен совместной командой энтомологов из Института леса ФИЦ КНЦ СО РАН и химиков из Университета Средней Швеции. Его синтетический аналог уже в мае этого года будет опробован в сибирских лесах.

В Сибири вспышки уссурийского полиграфа охватили территорию 700 на 700 км — от Салаирского кряжа до Енисея (по размерам это приблизительно равно территория Франции). «Существует очень большой риск завоза полиграфа в другие регионы, потому что на севере пихтовых лесов Красноярского края, где сейчас наблюдается вспышка сибирского шелкопряда, реализуется проект по массовой вырубке и утилизации погубленных лесов. Скорее всего, их повезут по железной дороге через зараженные уссурийским полиграфом леса, а лет у этого жука с мая по июль включительно. Куда эти вновь заселенные бревна потом попадут, большой вопрос», — заявил соавтор исследования Юрий Баранчиков.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.