«Цель этой обсерватории — создать детальную карту всей Вселенной»
Сегодня, 21 июня, ракета-носитель «Протон-М» с орбитальной астрофизической обсерваторией «Спектр-РГ» на борту должна была стартовать с космодрома Байконур. Предлагаем вам ознакомиться с посвященной обсерватории речью научного руководителя проекта, главного научного сотрудника отдела астрофизики высоких энергий ИКИ РАН Рашида Сюняева, которую он произнес на церемонии вручения Государственной премии РФ 2016 года.
Это громадная честь – быть признанным у себя, в своей стране, в стране, где ты родился, где учился, начал работать, написал свои лучшие работы, в стране, где родились твои дети и где сотни лет, согласно семейным преданиям, жили твои предки. Поэтому для меня сегодня – очень-очень необычный и замечательный день.
Я хочу сказать, что мы были очень молодыми с Колей (заведующим отделом релятивистской астрофизики ГАИШ МГУ Николаем Шакурой, другим лауреатом Государственной премии 2016 года, — прим. Indicator.Ru), нам не было и 30 лет, когда мы два года работали над статьей, которая сегодня получила такую высокую оценку. И единственное, что мы хотели сделать тогда, это понять, как же черные дыры, которые полностью поглощают свет, которые не выпускают свет совершенно, – как же можно сделать их видимыми? И вот нам удалось найти такое решение, и сегодня каждые 18 часов, и это даже приятно, где‑нибудь в мире выходит статья, в которой люди используют наши формулы или полученные нами тогда результаты.
В то время почти никто не верил, что черные дыры существуют на свете, было два кандидата в черные дыры. Вопрос естественный: а что вы делали дальше? Это было 45 лет назад. А делали мы следующее. Хочу вам сказать: самое последнее, что у нас есть, это то, что Россия, Роскосмос, через год планирует запустить громадную обсерваторию, космическую обсерваторию под названием «Спектр-рентген-гамма», и цель этой обсерватории, казалось бы, очень простая — создать детальную карту всей Вселенной, нанести на нее миллионы источников. Каждый из вас видел рентгеновский снимок какой-нибудь части своего тела. Так вот, это будет карта всей Вселенной.
Читайте также
Хочу сказать, что один из этих телескопов сделан в Германии. Это громадный телескоп, он выше меня заметно, и больше в диаметре, и много весит. Прибор, комплекс, который уже поставлен в Россию, тоже побольше, чем я, – не так, а вот так если меня поставить, вот такой вот. Я хочу сказать, что тот немецкий телескоп – лучшее, что в этом классе может сегодня сделать Европа. Он оттестирован, откалиброван на 150‑метровой трубе с рентгеновскими источниками. Это замечательный прибор, он показал себя замечательно.
Второй прибор сделан в России, он задуман в Институте космических исследований нашей Российской академии наук, а изготовлен в знаменитом Российском ядерном центре в Сарове, где много лет работал наш с Колей учитель – академик Зельдович. Это первый телескоп косого падения, созданный в России, и оба эти телескопа сейчас уже пять месяцев стоят в сборочных цехах знаменитого НПО имени Лавочкина – все о нем слышали, об этом знаменитом предприятии в Химках, – и они ждут, когда начнутся стыковки со спутником, когда будут проведены последние проверки и когда Россия запустит этот спутник во вторую точку Лагранжа — в точку, в которой Солнце, Земля и Луна будут всегда с одной стороны спутника. Это очень важно для нас. И расстояние до этой точки – полтора миллиона километров, 100 дней только лететь спутнику туда.
Какая цель? Я говорил вам вначале, и вы знаете, что нам дана премия за черные дыры. Так вот одна из целей – это то, что мы увидим на небе по меньшей мере три миллиона сверхмассивных черных дыр, нанесем на карту, и люди будут знать: здесь сидят черные дыры, три миллиона! И хочу вам сказать, что самым ярким и мощным из этих объектов, чтобы они так светили, нужно много «кушать» – одну Землю, массу нашей Земли, каждую секунду. И вот мы увидим эти объекты, и мы нанесем все их во Вселенной на карту.
Я могу долго говорить о том, как мы будем измерять скопления галактик, как мы будем смотреть, искать.
Последнее, что я хотел сказать. Мы будем заниматься и темной энергией, и темным веществом, многим другим. Но я хочу сказать, что космические исследования – это очень тяжелое дело. И за нами – не «за нами», а работают над этим – тысячи людей, которые конструируют и создают спутник, которые собирают очередную могучую ракету «Протон» для нас. Это люди, которые будут работать на громадных радиоантенных пунктах дальней космической связи, это инженеры, которые будут принимать, обрабатывать первичную, гигантскую первичную информацию в нашем Институте космических исследований. И сотни астрономов в институтах Академии наук России, в наших лучших университетах ждут, когда эта замечательная карта появится, и они смогут конкретно работать над ней, и тысячи людей в мире, тоже астрономов.
Большое спасибо. И большое спасибо России, что она дает нам возможность работать и творить новые вещи.
Спасибо за внимание.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.