Есть наблюдения — есть обсерватория: в защиту Пулково
Почему оптические наблюдения в Пулковской обсерватории перспективны и чем ее закрытие грозит госбюджету. Об этом в своей колонке рассказывает бывший сотрудник Главной астрономической обсерватории РАН в Пулково, референт по лекционной работе Санкт-Петербургского Планетария, сотрудник кафедры небесной механики СПбГУ Мария Боруха.
«Оптические наблюдения в Пулковской обсерватории бесперспективны». Такие заголовки появились в СМИ на прошлой неделе. Как следует из многочисленных публикаций, рабочая комиссия РАН пришла к выводу, что в связи с разрастанием Петербурга и засвечиванием ночного неба искусственными источниками освещения астрономические наблюдения здесь бесперспективны. Таким мнением с ТАСС поделился руководитель рабочей группы академик Юрий Балега. Рабочая группа под его руководством проработала в обсерватории второго и третьего марта и затем передала соответствующее заключение в отделение физических наук РАН.
Почему Пулковская обсерватория не инструмент XIX века
«В группе были астрономы из различных научных организаций, и мы начали обсуждение с высказывания очень разных, даже противоположных взглядов, но сегодня мы смогли прийти к общему знаменателю, подготовить и подписать заключение, констатировав в нем бесперспективность астрономических наблюдений в оптическом диапазоне на территории Пулковской обсерватории», — сказал Балега.
Сразу хочется добавить, что в состав рабочей группы отделения физических наук РАН, которая призвана оценить работу астрометрических отделов Пулковской обсерватории, должны входить специалисты по астрометрии, звездной астрономии и небесной механике — те, кто хорошо разбирается в наземных позиционных наблюдениях, либо те, кто является прямым потребителем таких наблюдательных данных. Среди членов рабочей группы ОФН РАН, к сожалению, нет ни одного такого специалиста: группа была образована из астрофизиков и одного радиоастронома.
Более того, до сих пор не представлено само заключение рабочей группы РАН, а отдельные выказывания ее руководителя, Юрия Балеги, не выдерживают критики.
Например, Балега отмечает, что нельзя «оставаться на уровне XIX века», а главный инструмент Пулковской обсерватории может обеспечить именно такой результат.
Хочется ему возразить. 26-дюймовый рефрактор был изготовлен в середине XX века на заводе «Карл Цейсс», и его объектив является выдающимся образцом по качеству исполнения. Эти сведения настолько широко известны, что даже есть в энциклопедиях. Великолепные характеристики оптики позволяют получать качественные изображения и обеспечивают высокую точность их измерения. Точность параллаксов по наблюдениям на 26-дюймовом рефракторе находится на уровне точности космического телескопа HIPPARCOS — 0,0037 угл.сек.
26-дюймовый рефрактор — крупнейший инструмент этого типа в Европе и один из самых продуктивных в мире по наблюдению широких пар двойных звезд: к настоящему времени накоплено более 30 000 наблюдений (Вашингтонская спекл-камера WSI — 28 000). Для астрономии очень важно знать, как движутся эти звезды. Полный оборот относительно друг друга эти звезды совершают за сотни и тысячи лет. Поэтому широкие двойные нужно наблюдать очень долго и с высокой точностью с одного телескопа, чтобы определить орбиты и массы звезд. Свежая публикация по наблюдениям двойных звезд, выполненным на данном телескопе, — в 2016 году. Итоги 60 лет наблюдений признаны важнейшим достижением в области астрономических исследований по решению НСА РАН.
В 2015 году на инструментах Пулковской обсерватории выполнялись наблюдения взаимных явлений в системе галилеевых спутников Юпитера. Эти исследования ведутся во всем мире ради изучения движения и строения спутников. К ним относятся и исследования свойств подледного океана спутника Европа, в котором, по мнению астробиологов, могут существовать простейшие формы жизни. Прикладная цель — уточнение теорий движения, уточнение шкал времени, в том числе и тех, что используются для спутниковых навигационных систем, например ГЛОНАСС. По количеству полученных в рамках этого исследования наблюдений Пулковская обсерватория заняла 2 место из 74 обсерваторий мира. Публикация об этом скоро появится в одном из ведущих научных журналов мира — Astronomy and Astrophysics.
Недавно появилась статья международной команды астрономов. В ней сравнивают расстояния до звезд, измеренные с поверхности Земли, с данными лучшего астрометрического космического телескопа Gaia. В этом исследовании использовались расстояния до звезд, измеренные с помощью 26-дюймового рефрактора Пулковской обсерватории.
Оказалось, что эти расстояния заметно отличаются, что дает возможность проверить качество космического телескопа.
Этих примеров более чем достаточно, чтобы поставить под сомнение заявления Балеги об «инструменте XIX века».
Почему нельзя переносить исследования в другие обсерватории
Рабочая группа также предложила перенести проводящиеся в Пулково исследования в другие обсерватории. «Проведение наблюдений целесообразно постепенно, в течение нескольких лет перенести на наблюдательные базы, расположенные в существенно лучших астроклиматических условиях», — заявил Балега. Как уточняется в публикации, речь идет о филиале обсерватории в Кисловодске и телескопах в Италии, Боливии, Чили.
Но непонятно, какие базы в лучших астроклиматических условиях имеются в виду? Единственный пулковский телескоп в Чили (АЗТ-16) законсервирован, так как поддержание его в рабочем виде слишком дорого из-за большой удаленности Чили от России. Единственный телескоп в Италии (АЗТ-24), астрофизический, уже несколько месяцев не работает из-за проблем с ремонтом и финансированием и тоже очень дорого обходится в эксплуатации и ремонте. Кисловодский телескоп МТМ-500М, хотя и пригодный для астрометрии, дает меньше наблюдений, чем телескопы в Пулкове из-за проблем с наблюдателями и финансированием. Вокруг Кисловодской станции вообще нет защитной зоны, установленной законодательно. Все это неоднократно обсуждалось в интервью СМИ, на семинарах и конференциях. Кроме того, ни один из упомянутых телескопов вообще конструктивно не подходит для высокоточной позиционной астрометрии. Практика подобных операций и элементарнейшие оценки показывают, что производство, установка, запуск нового телескопа, специализированного для целей высокоточной астрометрии, и должное исследование системы его ошибок займет многие годы, от 10 до бесконечности, если экземпляр телескопа окажется неудачным, и огромное количество государственных бюджетных средств.
В подобных условиях ликвидация наблюдений в Пулкове — это по меньшей мере вопиющее разбазаривание госбюджета, а возможно, даже акт саботажа.
Почему растет доля наблюдений в Пулкове
Следующее сомнительное заявление рабочей группы состоит в том, что работа обсерватории неэффективна из-за разрастания Санкт-Петербурга и светового загрязнения. Удивительно, но рабочая группа игнорирует тот факт, что за 10 лет количество высокоточных наблюдений в Пулковской обсерватории возросло более чем в семь раз за счет усовершенствования оборудования. Так, в 2006 году на 26-дюймовом рефракторе было выполнено 616 серий наблюдений, а в 2016 году — 4653. За эти годы 8 исследований, выполненных по пулковским наблюдениям, были признаны важнейшими достижениями в области астрономии по решению НСА РАН. Также возросла точность наблюдений.
«Фундаментальные научные исследования ГАО (Главной астрономической обсерватории) РАН, основывающиеся на наблюдениях, проводимых на Пулковской площадке, составляют небольшую долю от всех исследований, проводимых в ГАО РАН», — говорится в заключении рабочей группы.
На это тоже есть, что возразить. В ГАО 14 тем НИР, из них три темы включают в себя наблюдения в Пулково: «Земля», «Космография» и «Гномон», это 21%. Конечно, любой демагог может сказать, что ничего страшного не произойдет, если будет закрыта любая из данных тем. Но что будет, если предложить этому демагогу удалить палец, который составляет всего-то долю процента от массы тела? Хотя демагог потеряет только ничтожную часть своей массы, он будет категорически против.
В России же астрометрический отдел ГАО — это единственная группа, занимающаяся высокоточной оптической астрометрией. И уж точно единственная в Петербурге. Астрометрический отдел Пулковской обсерватории производит 100% высокоточных астрометрических наблюдений в РФ. Вклад в мировые наблюдения составляет около 10% для спутников больших планет и около 15% для длинных рядов двойных и кратных звезд. Еще есть опасные астероиды. Пулковский телескоп ЗА-320, по данным международного проекта NEODyS, дал больше наблюдений, чем остальные российские обсерватории, вместе взятые. А для суданского астероида, упавшего в 2008 году, телескоп выполнил более 30% мировых наблюдений.
В то же время некоторые научные организации России, например ИПА РАН, дают в 14 раз меньше научных публикаций, чем Пулково, это же не повод их закрыть?
Рабочая группа также дает заключение, что проблема застройки напрямую не касается большей части научных исследований, проводимых в обсерватории. Но проблема застройки защитной парковой зоны напрямую касается 100% высокоточной астрометрии в России. Кроме того, строительство подобного жилого массива однозначно нарушает Распоряжение Совнаркома №4003-р от 11 марта 1945 года, Приказ №833 КГА Администрации Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года, закон Санкт-Петербурга «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» от 21 июня 2016 года, которые запрещают крупное жилое строительство в Защитной парковой зоне ГАО РАН.
В завершение хочется добавить, что инициативная группа по защите Пулковской обсерватории будет требовать от руководства РАН полный текст заключения.
Автор — Мария Боруха
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.