Нобелевские лауреаты: Фриц Прегль

Медик, отец химической криминалистики

© Wikimedia Commons

О том, как отсутствие методов исследования заставила медика стать химиком-аналитиком и инженером, как криминалист повысил в сотни раз точность анализов и как Нобелевский комитет не мог выбрать между химией и медициной, рассказывает наш выпуск рубрики «Как получить Нобелевку».

О том, как отсутствие методов исследования заставила медика стать химиком-аналитиком и инженером, как криминалист повысил в сотни раз точность анализов и как Нобелевский комитет не мог выбрать между химией и медициной, рассказывает наш выпуск рубрики «Как получить Нобелевку».

Фриц Прегль

Родился: 3 сентября 1869 года, Лайбах, Австро-Венгрия (ныне Любляна, Словения)

Умер: 13 декабря 1930 года, Грац, Австрия.

Нобелевская премия по химии 1923 года. Формулировка Нобелевского комитета: «За изобретение метода микроанализа органических веществ (for his invention of the method of micro-analysis of organic substances).

Сегодня наш герой у себя на родине, пожалуй, почитается больше, чем при жизни. Дело в том, что когда Фриц Прегль родился в городе Лайбах в 1869 году в семье служащего казначейства, то это был небольшой город Австро-Венгерской империи, а ныне это – столица независимой Словении, а Прегль – первый словенский нобелиат. Но обо всем по порядку.

Александр Роллет

© Wikimedia Commons

Фриц окончил местную гимназию, а когда пришла пора выбирать взрослую стезю, он выбрал медицину. Ближайший «приличный» университет с сильной медициной нашелся в Граце (ныне – Австрия). Прегль оказался настолько талантливым студентом, что его сразу же взял к себе ассистентом выдающийся австрийский физиолог и гистолог Александр Роллет, автор многочисленных статей по соединительной ткани, физиологии сухожилий и другим гистологическим темам. Повезло Преглю и в области химии: ее в Грацском университете преподавал Зденко Скрауп, автор известной реакции Скраупа – первого в мире синтеза хинолинов.

Зденко Скрауп

© Wikimedia Commons

В 1893 году Прегль получил диплом врача и начал работать в университете, одновременно ведя биохимические исследования (он изучал химию найденной в желчи холевой кислоты и состав человеческой мочи), и работая врачом-офтальмологом. Химия, правда, увлекала Прегля все больше и больше.

Прегля ценили в Граце, в 1899 году он стал лектором университета, а в 1903 году, после смерти Роллета, занял его кафедру. Чтобы еще лучше овладеть методами химического агализа, Прегль немного поработал в Германии – в том числе, у двух будущих нобелевских лауреатов – Вильгельма Оствальда и Эмиля Фишера.

В 1907 году Прегль получил новое, очень важное назначение: он стал судебным химиком Граца. Попросту – главным экспертом-криминалистом. Однако экспертам того времени до уровня лабораторий CSI было еще очень далеко.

Сразу с двух сторон Прегль получил «знаки судьбы»: пора менять химию.

Во-первых, в своих научных изысканиях физиологической химии он уперся в стену: изучая желчные кислоты, нужно было проводить элементный анализ выделяемых веществ. Однако, как раз это и было невозможно: методы Жана Дюма и Юстуса Либиха, разработанные 70 лет назад, позволяли анализировать десятые грамма вещества. А, значит, Преглю пришлось бы обрабатывать тонны вещества. А где взять тонны желчи (завистливых коллег не предлагать)?

Во-вторых, работа криминалиста требовала умения работать с микроколичествами веществ. Методов для этого не было просто никаких. Прегль решил создавать их сам.

Первое дело для любого химика-аналитика, еще до начала анализа – это точные весы. Именно Прегль усовершенствовал микрохимические весы Кульмана так, что сумел повысить их точность в десять раз, доведя точность измерения до одного микрограмма.

Весы Кульмана

© Wikimedia Commons

Затем настала очередь методов.

Чтобы усовершенствовать методы элементного анализа (то есть относительного содержания в органической молекуле углерода, водорода, кислорода и азота – а иногда и других элементов), Преглю пришлось для начала придумать фильтр, который не пропускает ничего, кроме углекислого газа и воды – в них превращаются при сгорании углерод и водород из органики. С этой сложной проблемой Прегль справился, затем разработав отдельные методы определения других элементов и функциональных групп, перейдя от элементного анализа брутто-формулы к структурному.

В итоге, к 1911 году лаборатория Прегля могла анализировать десяток миллиграммов органического вещества, к 1913-му – всего три миллиграмма, причем затратив на это исследование всего час вместо трех. Тем не менее, ученый потратил еще четыре года на то, чтобы проверить (в военное время, кстати!), работают ли его методы в сторонних лабораториях на стороннем оборудовании в руках стороннего персонала. Только в 1917 году вышла книга, ставшая бестселлером в научных кругах: Die Quantitative Microanalyse («Количественный органический микроанализ»), которая переиздавалась много лет после смерти Прегля.

Лаборатория Прегля стала мировым центром органического микроанализа, она делала исследования для биохимиков и органиков всего мира, выполняя и заявки криминалистов.

Ну а Прегль стал заслуженным лауреатом Нобелевской премии. Любопытно, что, поскольку его работы помогали и химикам, и физиологам, номинировали его по обеим номинациям: шесть раз по химии и четыре по физиологии и медицине. В 1923 году «выпало» стать нобелиатом-химиком.

После премии ученый прожил всего семь лет: короткая болезнь унесла его жизнь в 1930 году в возрасте всего 61 года. У Прегля не было детей, никогда не был женат. Только ученики, студенты и наука. Вот вам маленький финальный штрих: будущий Нобелевский лауреат в 1918 году, после поражения Австро-Венгрии в войне финансово помог своим студентам окончить университет.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.