«Сейчас учитель выносит обычно колбы и пробирки, а потом он будет выносить шлем виртуальной реальности»
Мы начинаем публикацию цикла из восьми интервью с молодыми технологическими предпринимателями. Когда все они будут опубликованы, состоится голосование в двух категориях — экспертного жюри и читателей Indicator.Ru — по выбору лучшего стартапа. Итоги голосования будут объявлены 25 декабря в Московском планетарии. Победители получат гранты на развитие своих проектов.
Данный цикл является экспериментом, реализуемым в рамках проекта Krypton — онлайн-блокчейн-фонда для сбора средств на внедрение и коммерциализацию научных разработок. Проект призван реализовать модели, выдвинутые коллективом исследователей Государственного академического университета гуманитарных наук в ходе работы над проектом «Сетевые договоры (смарт-контракты) как способ регулирования и организации научной деятельности» (грант РФФИ №18-29-16184).
— Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, где вы учитесь.
— Меня зовут Мария Собко, я студентка 6-го курса химического факультета МГУ и руководитель проекта Lomonosov Studio.
— Чем занимается ваш проект?
— Мы IT-студия, на данный момент занимаемся разработкой программ для виртуальной и дополненной реальности. Ключевой наш проект сейчас — химическая лаборатория в виртуальной реальности. Но сейчас мы расширились, делаем еще и биологическую, и физическую лаборатории, а также начинаем работать с астрономией и математикой (стереометрией, построением фигур). Также мы работаем с заказами на VR/AR разработку.
— Для кого предназначен ваш проект?
— Основные наши клиенты — это школы и учреждения дополнительного образования, которые хотят разнообразить образовательную программу опытами, а также увеличить интерес учащихся к химии.
— Зачем пользователям применять вашу технологию? Например, когда в школе нет настоящей физической лаборатории?
Читайте также
— Да. И например, при помощи наших технологий можно отработать любую методику химического синтеза за более короткий промежуток времени, не используя ни реактивы, ни лабораторию, ни оборудование — кроме очков виртуальной реальности. Если в реальности мы будем проводить синтез полтора часа, то в виртуальной лаборатории мы за три минуты сможем отработать методику, а этого достаточно для экзаменов, для освоения школьной программы. Также не стоит забывать, что даже при наличии настоящей лаборатории требуется немало усилий для подготовки класса к практическому занятию, а после проведения практических работ все следует убрать. В обустроенном классе сборка и подготовка к эксперименту на нашей установке займет максимум 10 минут.
— Как вы пришли к идее такого проекта?
— Изначально наш друг Александр Сафонов сделал с Якобом Баркарем, нашим коллегой, лабораторию по физике Viareal. Мы подумали, что это очень круто и мы как химики можем сделать химическую лабораторию в виртуальной реальности. И у нас получилось.
— Кто прорабатывает контент? Как вы его готовите?
— Контент прорабатывает наша команда, руководствуясь учебно-методическим планом для школ, который разработан по единым стандартам. Мы, учитывая все эти особенности, разрабатываем свой особенный методический план для учителя и учеников, чтобы он соответствовал школьной программе, но также был направлен и на углубленное изучение предмета.
— Давайте поговорим о команде. Сколько вас, откуда вы, как распределены роли в команде?
— На данный момент нас девять человек, это ребята с совершенно разных факультетов, из разных вузов. У нас есть и студенты МГУ (в том числе гуманитарных факультетов), ВШЭ, МИРЭА. Разработка — это сложный процесс, и у нас большая занимающаяся ей команда, целых пять человек, руководит командой талантливый специалист — технический директор проекта Илья Зенин. Есть методист, она помогает ребятам с разработкой, пишет технические задания. Есть человек, который занимается продвижением продукта на рынке, — руководитель коммерческого отдела. Также есть менеджеры по продажам, контент-менеджер — фотограф. Все работает уже почти как в большой компании, несмотря на то что нашему проекту всего год, а эффективно работаем мы буквально полгода.
— Вы просто приезжаете в школу и предлагаете им внедрить этот продукт?
— Это совсем не просто. Ко всем школам у нас индивидуальный подход, для каждого из учреждений требуется определенное количество оборудования со своим программным обеспечением. Также для преподавателей по химии требуется специальное обучение для работы в новой среде. Мы оснащаем кабинеты для занятий в виртуальной реальности под ключ, а также внедряем программные решения в уже существующие классы с любым оборудованием. Более того, мы учитываем индивидуальные пожелания и создаем под заказ не хватающие для определенной школы практические работы. Это ключевые отличия от остальных компаний в нашей отрасли. Мы не просто продаем софт, мы помогаем внедрять, сопровождаем на всем пути и предоставляем полноценный сервис. Мы хотим, чтобы учащимся и преподавателям было комфортно работать в данной среде.
— Продвигаетесь ли вы в регионы?
— Мы ездили и в регионы, были и в Красноярске, и в Санкт-Петербурге, и в Московской области, проводили там мастер-классы. Стали обладателями премии «Наше Подмосковье» за внедрение VR-технологий в образовании в Московской области.
— Сколько всего школ охвачено разными формами работы?
— Мы провели мастер-классы в более чем десяти школах. Насчет полноценного курса и поставок оборудования ведется обсуждение, потому что нам нужно протестировать гипотезы, понять, как это будет работать, как дети на это реагируют. И конечно, для того, чтобы лучше оформить наш контент и сделать законченный курс. Сейчас у нас уже есть полный курс для 8–9 классов. Один из наших ключевых партнеров — это Университетская гимназия МГУ, с ней мы очень плотно работаем. На данный момент нашим продуктом заинтересовались и другие школы, так как многие учебные заведения хотят сделать процесс обучения более разнообразным и привить не только теоретические, но и практические навыки по химии.
— А как вы видите развитие проекта?
— Я считаю, что виртуальная реальность будет отличным инструментом для отработки методик. То есть ученик, перед тем как выполнить эксперимент в реальной лаборатории, изучит всю методику и сделает работу в виртуальной реальности. Более того, становится возможным проведение особо опасных и дорогостоящих экспериментов в школах. Также такие технологии можно использовать и в вузах, потому что действительно очень много времени тратится на учебные задачи, которые можно перенести в виртуальную реальность. Можно будет проводить лабораторные работы по радиохимии или по химии, которая требует особо опасных экспериментов и дорогих реагентов.
— Что требуется школьному классу или университетской группе, чтобы провести занятие по вашей методике?
— Требуются только очки виртуальной реальности, ноутбук и пространство метр на метр на каждого ученика. У каждой школы имеются свои нюансы, многие не располагают такими средствами или площадью, но наша методика достаточно гибкая, поэтому она модернизируется без какого-либо вреда для учебного процесса.
— Какие барьеры вы видите в ее распространении? Насколько школы и вузы заинтересованы в ней?
— Некоторые школы, особенно инновационные, заинтересованы. А часть школ — нет, потому что внедрение чего-то нового — это всегда стресс для учителей, особенно старой закалки. Но их можно понять — в первое время это действительно сложная работа для учителя. Но это же и дает возможность прогресса для учеников — они действительно показывают его на диагностических работах и олимпиадах. Сейчас мы как раз проводим исследования по эффективности обучения в виртуальной реальности по нашим методикам. Научных публикаций у нас пока нет, но сейчас я заканчиваю 6-й курс и хочу продолжить эту тему в аспирантуре.
— Как вы думаете, как будет развиваться рынок виртуальной реальности и приложений в России? Я имею в виду, именно в системе государственного образования.
Читайте также
— Я считаю, что за виртуальной и дополненной реальностью будущее. И я уверена, что технологии стоит внедрять в образование. Однако как быстро это будет — еще не до конца понятно. Ведь для того, чтобы обучение в виртуальной реальности было внедрено на государственном уровне, нужно пройти очень строгие проверки и показать, что действительно будет результат, что это действительно эффективная методика, что это все согласуется с учебным планом, что это не вредит здоровью учеников. Это очень важно — все-таки виртуальная реальность имеет определенные ограничения. Не рекомендуется работать в виртуальной реальности более 40 минут — это как раз школьный урок. Но для некоторых детей все же есть ограничения по здоровью. Поэтому безопасность обучения в виртуальной реальности нужно исследовать. Но все равно я считаю, что за этим будущее. Как только все будет исследовано и доказано, программа будет внедрена, виртуальная реальность будет использоваться как помощь учителю. Сейчас, когда проводятся лабораторные работы, учитель выносит обычно колбы и пробирки, а потом он будет выносить шлем виртуальной реальности.
— А это ваш первый проект в формате технологического стартапа? Почему вы занялись темой школьного образования?
— Да, это первый проект. Еще когда я обучалась в школе (я выпускница ЦО № 1679), у нас проводились лабораторные работы по школьной программе в классе, однако мне всегда хотелось больше практики и интересных синтезов, ведь химию без практики очень сложно понять. Я бы очень хотела, чтобы у школьников была возможность проводить лабораторные работы, как в университете, как настоящие химики. Поэтому я занялась этой темой. Еще я какое-то время работала в образовательном центре, и вот тогда я уже поняла, что хочу заниматься образованием.
— За этот год, что вы развиваете проект, пользовались ли вы какой-либо поддержкой фондов? Может быть, государственных, студенческих?
— Да, мы выиграли грант от Росмолодежи. Также нам помогает Молодежная исследовательская платформа МГУ, она предоставила нам помещение, где мы собираемся и работаем, и оборудование. За счет гранта мы смогли приобрести ноутбуки для разработчиков, и у нас получилось доработать продукт до готовности — это курс для 8–9 классов по химии.
— Какие у вас сейчас основные задачи? Просто находить больше школ или создавать новые продукты?
— Естественно, основная задача — сделать так, чтобы наш продукт составлял полный курс по школьной программе, а также чтобы о нас узнало как можно больше учреждений. После чего уже расширять линейку. Одна продажа — это лицензия на один компьютер. Школа покупает столько, сколько нужно, но в среднем нормально иметь один компьютер с лицензией для трех-шести учеников: когда один ученик выполняет лабораторную работу в виртуальной реальности, остальные ребята заполняют предоставленные нами материалы по работе.
— Вы не думали работать с дополнительным образованием?
— Да, конечно, это было бы здорово, и мы думали над этим. Мы планируем работать с курсами, домами детского творчества, с Кванториумами, с ЦМИТами (центрами молодежного инновационного творчества — прим. Indicator.Ru). На данный момент наш продукт сделан именно под школьное образование, и нам хотелось бы быть полезными именно в школе. Для допобразования у нас сейчас в разработке немного другой проект, которым мы, надеюсь, уже очень скоро порадуем.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.