Технические науки

История науки: перевозчик «шаттлов» и президентов

48 лет назад совершил свой первый полет Boeing 747 Jumbo Jet

Boeing 747 австралийской авиакомпании Qantas

© Montague Smith/Wikimedia Commons

О самолете, чуть было не разорившем фирму Boeing, который тем не менее более трети века был самым большим самолетом мира, о том, как называется «борт №1», когда на нем нет президента, но есть его жена, и куда летел самый дальний беспосадочный рейс, рассказывает наша рубрика «История науки»

О самолете, чуть было не разорившем фирму Boeing, который тем не менее более трети века был самым большим самолетом мира, о том, как называется «борт №1», когда на нем нет президента, но есть его жена, и куда летел самый дальний беспосадочный рейс, рассказывает наша рубрика «История науки».

В 1960-х годах объем авиаперевозок резко вырос. И лидер рынка США (а там летали больше всего) — «старичок» Boeing-707 — уже не справлялся с загрузкой. Этот четырехдвигательный самолет мог перевозить от 140 до 219 пассажиров на расстояние до 10 600 километров.

Поэтому компания Boeing решила разработать новый самолет и обратилась к своему самому верному и самому крупному покупателю, компании Pan American, с вопросом: «Какой самолет вам был бы интересен?». Перевозчик «выкатил» фантастические требования: им нужен самолет, который мог бы перевозить вдвое больше пассажиров. В 1966 году концепт был представлен заказчику и Boeing оказалась поставлена в жесткие временные рамки: до 1970 года самолет должен взлететь.

Новая машина получалась совершенно непохожей ни на что: чтобы разместить до 550 пассажиров, в самолете сделали две палубы. «Второй этаж» оказался короче, поэтому самолет получился с характерным горбом. Почему-то за этот горб его и прозвали «Джамбо» — в честь знаменитого циркового слона.

Имеющийся у компании завод не мог выпускать такие большие самолеты, поэтому пришлось строить с нуля новый, в городке Эверетт штата Вашингтон. Эти расходы чуть было не поставили компанию на грань банкротства, тем более, нефтяной кризис 70-х заставил поднять цены на авиаперелеты, но машина оказалась настолько удачной, что в итоге за все время производства (которое, внимание, продолжается по сей день! Правда, только грузовых модификаций) сделано уже более полутора тысяч единиц. А ведь когда-то маркетологи считали, что весь рынок требует не более 400. Множество вариантов самолета перевозит пассажиров и грузы на дальние и сверхдальние расстояния (рекорд полета без пассажиров и груза — 18 000 километров из Лондона в Сидней за 20 часов). И не только просто пассажиров и просто грузы.

Так, несколько экземпляров переоборудовали для перевозки космических аппаратов Space Shuttle: «космический челнок» крепился сверху «Джамбо Джета». А несколько спецверсий, названных VC-25А, перевозит Президента США. Традиционно считается, что тот борт, на котором находится глава государства, именуется Air Force One, то есть «борт номер один». Забавный факт: когда на борту есть первая леди, но нет президента (и такое бывает), борт называется Air Force One Foxtrot (Foxtrot — словесное название буквы F в фонетическом алфавите НАТО, который используется в радиопереговорах).

Предшественник B747, B707

© Wikimedia Commons

Более того, специальная версия 747-го, Boeing 747 LCF Dreamlifter, помогает рождаться смене ветерана пассажирского флота США, Boeing 787. Он перевозит в США из Японии производимые там гигантские крылья 787-го. Это занимает всего день, против месяца морской перевозки.

Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии NASA (SOFIA)

© Wikimedia Commons

И, наконец, 747-й служит науке. Один из укороченных самолетов, В-747SP, получил открывающийся в полете люк, в котором стоит 2,5-метровый инфракрасный телескоп. Так получилась SOFIA — Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy. Поднимаясь на высоту в 13 километров, выше основной массы водяных паров атмосферы, телескоп может делать снимки, сопоставимые по качеству с космическими телескопами, только гораздо дешевле.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.