Технические науки

«Через год-два рабочее место начинает догонять специалиста»

Демонстрационный экзамен: средневековый «шедевр» или признак стабильного мастерства?

© WorldSkills Russia/Flickr/Indicator.Ru

Недавно в Екатеринбурге прошел чемпионат России WorldSkills Hi-Tech среди представителей высокотехнологичных профессий и финал I Национального чемпионата «Навыки мудрых» для действующих сотрудников предприятий возраста 50+. На деловой программе мероприятий очень часто звучал термин «демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills». О том, что это такое и для чего он нужен — и работникам, и работодателям, — Indicator.Ru поговорил с заместителем генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Дмитрием Глушко.

— На этом чемпионате много говорится о демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills. Что это такое, и для чего он нужен?

— Сам демонстрационный экзамен — это публичная проверка навыков человека, сформированных в рамках образовательной программы. И эта проверка проходит по заданиям, близким по сложности к заданиям чемпионата мира или национального финала. Они разработаны тем же самым экспертным сообществом по компетенции, которое развивает движение WorldSkills. Кроме того, эти испытания проводятся на рабочих местах, которые соответствуют инфраструктурным листам чемпионата. Эти инфраструктурные листы определяют то, как должно быть устроено рабочее место специалиста для того, чтобы он мог принести максимум прибыли предприятию. Оценивают специалиста тоже эксперты, которые имеют соответствующую практику.

— А что оценивается?

— В рамках экзамена оцениваются качество проведения соответствующих операций, техника безопасности и то, что можно назвать производственной выносливостью. Потому что одно дело, когда ты операцию выполняешь однократно, например готовишь борщ, а другое — когда ты этот борщ готовишь много раз с сохранением качества. Для компаний, которые здесь представлены в качестве партнеров, последнее — очень важное качество. На примере сварщиков очень хорошо видно, что задание включает в себя навыки, которые необходимы для работы на различных участках. В контексте этой компетенции сварщик варит толстую сталь, тонкую сталь и алюминий. Как правило, на своем рабочем месте он будет делать что-то одно, но в данном контексте демонстрационный экзамен — возможность шире показать способности специалиста и то, куда он может развиваться. Это тоже очень важно.

Сам экзамен — это абсолютно производственная история, которая не связана с игровыми функциями. То есть это не симуляция, похожая на игру, а выполнение реальных операций, которые специалисту предстоит выполнять на его рабочем месте с использованием реального оборудования. Более того, очень часто это рабочее место, на котором он сдает экзамен, опережает его оборудование на рабочем месте. За это нас порой критикуют, но на самом деле важно, чтобы человек умел больше, чем сейчас нужно. Потому что рано или поздно, но через год-два рабочее место на производстве начинает догонять специалиста.

Сегодня система среднего профессионального образования отрегулирована таким образом, что каждая образовательная организация, сформировав программу, сама формирует критерии оценки того, чему она научила специалиста, и сама же его проверяет. И мы в итоге имеем по всей стране поваров, сварщиков, токарей, специалистов по обслуживанию автомобилей с абсолютно одинаковым дипломом, с другой стороны — мы не знаем, какие они на самом деле. Когда мы проверяем всех по одному международному стандарту, мы можем сказать, как эти специалисты соотносятся между собой и как полученные ими навыки соотносятся с тем, что требуют работодатели. Так что по итогам экзамена мы можем назвать рейтинг и место человека в его профессии в регионе, стране, мире и так далее, с одной стороны. А с другой, мы можем оценивать способность образовательных учреждений осуществлять массовую подготовку высококлассных специалистов.

— Как на WorldSkills?

— Не совсем так. Потому что члена национальной сборной WorldSkills готовят на разных площадках, а иногда мы привозим лучших экспертов по компетенциям со всего мира. Здесь наша задача из одного из 20 лучших в мире сделать самого лучшего, а это несколько другая задача, дотачивание специалиста. Когда же мы говорим о массовом образовании, мы понимаем, что один человек никогда специалиста не научит, в любом случае это команда преподавателей. И в случае успешного «экзамена для организации» мы маркируем ее соответственно, как организацию, центр компетенций, с авторской методикой, которая способна подготовить не одного специалиста, а линейки специалистов. При этом программа может быть заточена под конкретное предприятие, которому нужны именно эти специалисты. Или наоборот — человек знает, что ему еще нужно.

— Например?

— Для меня сейчас очень хороший пример того, что происходит на рынке образовательных услуг, — это то, что касается поваров и кондитеров. Огромное количество авторских школ и мастер-классов сейчас существует на частном рынке образования для кондитеров, куда собираются люди, которые работают в своих частных кондитерских и продают свои торты и пирожные через Instagram, и таких не десятки, а тысячи. Все они приходят на курсы и понимают, что им нужен тот или иной модуль: мне нужен модуль изготовления круассана или французской булки. Когда человек платит собственные деньги, он четко понимает, что ему надо. Следующий шаг — ему надо получить прибыль от того, чему он научился.

То же самое сегодня способны делать и государственные организации, центры компетенций, и они готовы это делать более качественно. Потому что мы им даем некий стандарт, который сформирован с участием большой группы экспертов, а не одного, и проверен на массиве других людей. И демонстрационный экзамен способен все это проверять. И если ты хочешь понимать свое место в профессии и в стране, то он как раз позволяет себя найти: где ты. Сегодня в нашей информационной системе, которая фиксирует результаты чемпионатов и демонстрационных экзаменов, уже более девяноста тысяч человек, сдавших этот экзамен по примерно семидесяти компетенциям. Из которых самые массовые — это, в основном, сервисные специальности: повара, кондитеры, специалисты по обслуживанию автомобилей, сварщики, парикмахеры…

— Это закрытая информация?

— Нет, наоборот. Эта информационная система дает доступ предприятиям к оцененным специалистам. При этом можно выбирать в том числе по узким компетенциям: если тебе нужен человек со специальностью «повар-кондитер», но он у тебя будет делать только торты и круассаны, то ты можешь задать поиск именно по этому экзамену.

Более того, наша система помогает решать и другую проблему — когда предприятию нужно доучивать своих сотрудников, и оно решает, создавать ли ему свой центр подготовки или использовать какую-то площадку. Свой центр компетенций — это под силу крупным предприятиям, и все равно это большой штат, да и сложно подобрать специалистов-учителей. И все больше и больше предприятий используют маркированные нами центры компетенций, которые у нас в системе. Наш массив студентов, прошедших оценку, позволяет сказать: у тебя стоит в регионе пять колледжей. И если ты посмотришь на этот массив, ты можешь сказать, способен ли он качественно готовить людей.

Так что демонстрационный экзамен дает разным игрокам на рынке труда разные преференции: специалисту найти себя в системе профессионалов страны, а компаниям — найти себе нужных специалистов, которые способны качественно и стабильно работать, или площадку, где их можно целенаправленно для себя подготовить.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.