Технические науки

Почему мы не видим в небе много дронов: как делают беспилотники в России

Разработка дронов в России на примере одного стартапа

Олег Понфиленок демонстрирует учебный квадрокоптер «Клевер»

© Copter Express

Как зарабатывать на продаже обучающих квадрокоптеров, где детей учат их пилотировать, в чем главная проблема рынка беспилотников, если не то, что летать в России почти нельзя, и можно ли отправить пиццу с дроном и не нарваться на штраф? Обо всем этом Indicator.Ru поговорил с основателем компании-разработчика квадрокоптеров Copter Express Олегом Понфиленком.

Как зарабатывать на продаже обучающих квадрокоптеров, где детей учат их пилотировать, в чем главная проблема рынка беспилотников, если не то, что летать в России почти нельзя, и можно ли отправить пиццу с дроном и не нарваться на штраф? Обо всем этом Indicator.Ru поговорил с основателем компании-разработчика квадрокоптеров Copter Express Олегом Понфиленком.

В спортзалах, классах и на школьном дворе

Copter Express производит два основных продукта: автономный квадрокоптер для мониторинга территорий и доставки грузов до 1,5 кг, и учебный квадрокоптер «Клевер». До недавнего времени компания также организовывала аэросъемки, в основном строительных объектов, но потом отказалась от них, потому что они не приносили нужного дохода.

Отдельный проект компании — обучение пилотов. «На базе нашего ЦМИТа (Центра молодежного инновационного творчества, — прим. Indicator.Ru) "Коптер" есть курсы для взрослых, обычно выходного дня, есть курсы для детей, они длятся по 12 уроков, раз в неделю, почти три месяца. Плюс мы также проводим обучение преподавателей», — рассказал Понфиленок. Участниками образовательных программ, по его словам, становятся школы, кружки, дополнительное образование, среднее профессиональное образование, колледжи, вузы, детские технопарки. Обучение проходит на базе ЦМИТа в технополисе «Москва» и на площадках клиентов — в школах и колледжах, которые покупают наборы «Клевер». «Все по-разному: кто-то в спортзале проводит, у кого-то есть определенные участки, кто-то полкласса сеткой огораживает, [кто-то летает] в школьном дворе».

По словам руководителя компании, в «Клевер» входят инструкции и по сборке, и по технике безопасности: «Это в целом написанная [учебная] программа на 36, 44 или 72 учебных часа, это разработанные методики, проверочные задания».

Коптер можно довольно сильно изменять: например, взять бóльшую раму, поставить видеопередатчик, изменить количество винтов, сделав из «Клевера» гекса- или оптокоптер. Программная начинка в нем вообще зависит скорее от умений и фантазии владельца: «Мы не предоставляем какое-то IP (intellectual property, разработки, защищенные авторским правом, — прим. Indicator.Ru), чтобы программировать какие-то определенные действия, весь код его open source (находится в открытом доступе, – прим. Indicator.Ru). Его изменить можно полностью, от и до, там нет предела для изменений». При этом система управления, «мозги» дрона, не зависит от размера аппарата. То есть, научившись летать на «Клевере», настраивать и программировать его, можно управлять и «взрослым» дроном. «Идея "Клевера" заключается в том, чтобы дать возможность всем желающим изучить устройство квадрокоптера, из чего он состоит, из каких частей его можно собрать, научиться его программировать и на нем пилотировать», — добавил Понфиленок.

Компания участвует в проведении соревнований в рамках Олимпиады НТИ, WorldSkills, на фестивалях Робофест, Робофинист, Всероссийской робототехнической олимпиаде: «Наша работа с преподавателями, с методистами – это все наша образовательная зона деятельности, наша тусовка, сфера влияния, в рамках которой мы и создаем свои образовательные продукты».

По словам Понфиленка, технологических сложностей при разработке «Клевера» не возникает: «Если что-то там плохо работает, то и нормально, есть возможность учащимся эту штуку доделать или сделать какую-то другую функцию». А вот к «большим» дронам предъявляются очень высокие требования по надежности. «У нас идет большая исследовательская работа, где мы тестируем различные новые технологии, проводим испытания на отказоустойчивость и пытаемся сделать так, чтобы наши аппараты работали надежно. Это самое сложное». Одно из решений, которое позволяет сделать коптер надежнее, – дублировать важные узлы, например, навигацию.

Законы, кодексы и суды

В качестве основного рынка компания рассматривает США: там более понятное и проработанное законодательство и бóльший рынок. В России сейчас основную массу клиентов составляют те, кому дроны нужны для мониторинга и охраны, например, закрытых территорий или строительных площадок, и в образовательных целях. «По доставке пока ни одного серьезного клиента нет. Есть всякие пиццы, они все хотят иметь доставку дронами, но они не хотят летать сами, и в этом проблема. Они все боятся осуществлять полеты, потому что это для них непонятно, сложно и законодательно не определено».

Главным препятствием для развития рынка основатель компании считает «отсутствие крутого продукта». «Мы не видим в небе много дронов, потому что еще никто не разработал крутого дрона-доставщика, чтобы он безопасно, быстро и эффективно, дешево доставлял грузы», — поясняет Понфиленок.

Законодательные ограничения, впрочем, тоже сказываются, особенно на российском рынке. Будет ли бизнес в России развиваться или нет, зависит от того, будут ли приняты приемлемые для него законы. «Я бы не делал на это ставку. В Минтрансе просто некому этим заниматься, там нет компетентных специалистов по беспилотникам», – уверен Понфиленок.

По его мнению, мешают бизнесу не только запреты, но и неопределенность правил: «По-хорошему, везде на улице требуется разрешение. У нас такие законы дурацкие, что там нет четкого определения, все очень расплывчато: можно трактовать так, что везде на улице нужно разрешение и закрытие воздушного пространства, а можно трактовать так, что только там, где это представляет угрозу воздушному движению, а это только зоны аэропортов, аэродромов».

Компания попыталась организовать доставку для одного из производителей пиццы в виде разовой акции. В итоге получилось лишь шесть заказов и постановление суда со штрафом в 50 тысяч рублей (впрочем, решение удалось обжаловать). За прошедшие три года, по словам Понфиленка, ничего не изменилось. «Минтранс только планирует разработать новые правила, — говорит он. — Изменился Воздушный кодекс в плане определений, но не в плане регулирования полетов. Непосредственно на практике ничего не изменилось».

Опыт судебного процесса, который закончился отменой штрафа, мог бы обнадежить тех, кто надеется на скорое появление доставки дронами в российских городах, но отечественное законодательство не позволяет использовать в одном судебном процессе результаты другого. «Право у нас не прецедентное: каждый случай в суде рассматривается по отдельности, в индивидуальном порядке: мы можем летать, где хотим, и сказать, что мы никому не мешаем, поэтому мы имеем право, а завтра нас могут оштрафовать на 500 тысяч рублей как юрлицо и сказать, что мы создавали помехи воздушному движению», — пояснил Понфиленок.

«Практически нет инвесторов, которые вкладываются в hardware-проекты»

Компания Понфиленка начиналась «с нуля», на собственные средства: «Это не первый мой бизнес, стартовый капитал составили средства других моих компаний и займы». В 2013 году, когда компания создавалась, и конкуренция, и спрос на рынке беспилотников были очень малы. «Тогда только появился первый квадрокоптер от компании DJI, Phantom 1, который, по сути, создал рынок персональной аэросъемки. Но это все-таки не наш сегмент. Наш сегмент – образование и автономные дроны, дроны-доставщики. В принципе, в этом сегменте все без изменений: как конкуренции не было, так особо и нет».

Поиски инвесторов в России, по словам Понфиленка, успехом не увенчались: «Я вынужден констатировать, что практически нет инвесторов, которые вкладываются в hardware-проекты (разработчиков оборудования, — Indicator.Ru). Заем найти, конечно, проще». При этом компания участвует в нескольких государственных программах поддержки: получила мини-грант от «Сколково» и от Национальной технологической инициативы (НТИ). Причина того, что частные инвесторы проявляют мало интереса, по мнению Понфиленка, в том, что они не верят, что российская компания может быть успешной на мировом рынке hardware.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.