Александр Повалко: «"Все и сразу" не бывает»

Генеральный директор РВК Александр Повалко

© Данила Шостак/ТАСС

Какие отрасли сильнее сопротивляются инновациям, почему конкурсы акселераторов стартапов стало сложнее выигрывать и что нужно делать, чтобы инновационную деятельность не имитировали, Indicator.Ru рассказал генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко. Беседа состоялась на Петербургском международном экономическом форуме

Какие отрасли сильнее сопротивляются инновациям, почему конкурсы акселераторов стартапов стало сложнее выигрывать и что нужно делать, чтобы инновационную деятельность не имитировали, Indicator.Ru рассказал генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко. Беседа состоялась на Петербургском международном экономическом форуме.

— Александр Борисович, давайте начнем с общего вопроса. Можете ли вы вкратце обрисовать проблемы венчурного рынка в России и, возможно, сравнить его с зарубежными?

— Если говорить по отношению к размеру экономики, то венчурный рынок России, конечно, достаточно небольшой. Это еще мягко сказано. По объему инвестиций мы существенно уступаем ведущим странам. Он относительно небольшой и по количеству игроков, но постепенно растет. Мы привыкли к тому, что мы желаем получить все и сразу, но рост венчурного рынка — это все-таки эволюционный процесс. По данным Российской ассоциации венчурных инвестиций, в 2017 году рынок стабилизировался на уровне 125 миллионов долларов, а общий объем капитала на рынке вырос примерно на 8-10%.

Если говорить о проблемах, то в России традиционно остро стоит проблема «выходов», когда компания дорастает до определенного уровня, наращивает определенный денежный поток, а венчурный инвестор ее продает. Инвесторы зарабатывают на росте стоимости, а не на выручке, которую генерирует компания. И продавать у нас особо некому. Традиционные покупатели — это либо финансовый рынок, либо инвесторы, которым новая компания нужна или как «достройка» своего большого бизнеса (например, покупка Instagram и его встраивание в известную социальную сеть (Александр имеет в виду то, что Instagram купил основатель Facebook Марк Цукерберг, — прим. Indicator.Ru)), или для того, чтобы вложить туда существенно большие ресурсы и получить существенно большую выгоду. У нас эта практика только начинает развиваться, и зачастую проекты и компании мигрируют туда, где больше рынок.

Александр Повалко на Петербургском международном экономическом форуме

© Пресс-служба РВК

— А почему такая практика неразвита? Нет покупателей или нечего продавать?

— Встраивание новых технологий и нового продукта в существующую производственную схему — всегда рисковая история. На это нужно решиться. Мы сейчас подписали соглашение с ВТБ о создании корпоративного акселератора, и это большой сдвиг в ментальности лидеров банка. Речь идет о поиске внешних проектов, их обкатке и использовании в работе. Это правда большой сдвиг — признать, что ты чего-то не умеешь делать, и искать это на стороне.

— У нас сейчас активно развиваются блокчейн-технологии, криптовалюты. По крайней мере, все об этом говорят и пишут. А влияет ли это как-то на венчурный рынок?

Блокчейн как технология — это реально интересное и важное вложение, и у России есть большой потенциал, чтобы стать лидером в этой области. Если говорить о финансовых моделях, которые строятся на базе этих технологий: криптовалюте, привлечении денег по ICO (Initial coin offering, первичное размещение монет — форма привлечения инвестиций, в ходе которой проводящая ICO компания продает фиксированное количество новых единиц криптовалют, — прим. Indicator.Ru), то это, конечно, требует отдельного регулирования. Несмотря на открытость и привлекательность ICO, статистика показывает, что доля, скажем так, незащищенных проектов крайне высока. У нас очень много историй, связанных даже не с тем, что компания разоряется (это нормально), а с тем, что она просто исчезает после размещения. Таких случаев недопустимо много, и требуется выстраивать специальные регуляторные механизмы, чтобы не допускать этого.

— Вы упомянули, что вы будете организовывать совместный с ВТБ акселератор. Это сейчас довольно популярный формат поддержки стартапов. Насколько он эффективен? Мы довольно часто видим, что в некоторых акселераторах и подобных конкурсах — особенно в регионах — побеждают проекты, которые довольно сложно назвать «наукоемкими» или «технологичными».

— Да, есть такая проблема. Здесь нужно быть честными по отношению к тому, что вы делаете. Если вы говорите, что у вас конкурс для технологичного бизнеса, значит, и отбирать надо технологичный бизнес. Если таких проектов нет, значит, так и надо сказать, а не имитировать их наличие. Но по нашему опыту могу сказать, что акселераторы и конкурсы — здоровый, открытый, понятный людям механизм поддержки, который стимулирует расширение сети участников. Людям надо понимать, что они получат от участия в таком проекте. Если они знают, что получат на выходе, они пойдут к вам. Наши выпускники — выпускники акселератора Generation S — привлекли порядка 2,5 млрд рублей инвестиций за последнее время.

— Кстати о Generation S. Конкурс проводится не один год — как со временем изменяются проекты?

— Они становятся сложнее. Generation S и те конкурсы, которые были до него — основа акселератора, — были ориентированы скорее на идеи, чем реальные бизнес-проекты. Вы представляли идеи и бизнес-план. А сейчас в Generation S высока доля проектов, которые имеют как минимум прототипы, есть и проекты с продуктом и выручкой, которые уже закрепились на рынке. Число наукоемких проектов за последний год выросло примерно в полтора раза. Я говорю о проектах, которые реально требуют новых технологических решений. Это не только сфера IT, это и биотехнологии, робототехника, машиностроение, телекоммуникации.

— Вы говорили об «имитации» технологической деятельности. Что нужно делать, чтобы такого не случалось?

— Это же очень просто — не участвовать в имитациях. Представьте, что я на каком-нибудь конкурсе скажу: «Ребят, то, что вы нам подсунули, — это чепуха. Давайте вы не будете этим заниматься». А потом вы напишете не только о том, что прошел чудесный конкурс, а о том, что нам пытались подсунуть проекты третьей свежести, хотя они бывают только первой. И тогда в следующий раз такого конкурса не будет, все будут знать, что это чепуха. Просто надо быть честными.

В том, что касается отсутствия хороших проектов… Что ж, тут надо работать с ограничениями, в том числе и с социокультурными, теми, которые в нас встроены.

— Например?

— Было исследование, показавшее, что у нас есть такое качество, как «систематическое неприятие риска». Это значит, что мы не настроены надолго вкладываться в рискованный проект — не только деньгами, но и другими ресурсами, временем. Наш девиз — «Все и сразу». А так не бывает. Технологическое предпринимательство, которое мы пытаемся включить в образовательные программы, в какой-то мере помогает снять эти ограничения. Конечно, нужно идти и дальше — в школу, а то и до школы. Нужно поощрять людей на принятие самостоятельных решений. Еще нужно, конечно, встраивать внутрь корпораций механизмы, которые будут помогать принимать изменения.

— Вы уже второй раз говорите о том, что встраивать инновации в работающий бизнес, в готовые схемы сложно. Можете выделить какие-то отрасли, которые традиционно сильнее сопротивляются новшествам?

— Традиционно консервативно здравоохранение…

— При том, как быстро развиваются биотехнологии?

— Да, развиваются бурно, а вот внедряются очень плохо. В принципе, это все, что связано с длинными технологическими цепочками — изменение одного звена ведет к нарушению всего остального. Еще это банковский сектор, но к ним уже пришло понимание, что, если использовать только стандартный набор инструментов, вас съедят.

— Недавно был озвучен новый «майский указ», названы тринадцать «национальных проектов» правительства Дмитрий Медведева. Как РВК будет встраиваться в новую повестку?

— У нас есть свой понятный набор задач. Мы не просто выделяем субсидии, мы формируем венчурные механизмы для решения задач технологического развития. То, о чем говорил Владимир Путин, — это не отдельные проекты, это технологическое развитие страны в целом. Это получение преимущества от технологического рывка. Поиск и встраивание этих решений в экономику — одна из задач РВК. Но ее, конечно, невозможно решить в одиночку, это требует огромного количества участников. И я уверен, что и Национальная технологическая инициатива, и венчурные фонды будут продолжать развиваться в новой структуре «майского указа».

— Да, НТИ буквально в начале мая опубликовала две новые дорожные карты: HealthNet и EnergyNet. Можете обозначить, в чем их важность?

— Дорожные карты направлены на выявление и снятие нормативных барьеров. Первые пять были подписаны в апреле, а теперь мы выполнили весь запланированный объем. Это очень важная часть работы, хотя и менее увлекательная, чем работа с проектами. По EnergyNet — дорожная карта работает на внедрение интеллектуальной распределенной энергетики, она связана с регулированием сложных сетей, персональной энергетики (энергетики домовладения). Мы хотели бы в 2018 году провести эксперимент с использованием блокчейн-технологий — это связано с управлением сложными интеллектуальными сетями. Наша задача — создать условия для этого.

В HealthNet несколько направлений. На мой взгляд, мы не решили задачу, связанную с быстрым внедрением на рынок новых препаратов, но здесь всегда нужно соблюдать баланс между безопасностью лекарства и скоростью его выведения в продажу. В приоритете — реализация новых проектов с использованием больших данных, персональных данных, телемедицины, клеточных технологий. В 2018 году предполагается сформировать базу для того, чтобы врачи могли выписывать рецепты в электронном виде. Кажется, что это мелочь, но это требует решения огромного количества административных задач.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.