История науки: «отец современных подлодок»
Об ирландце, показавшем миру свое изобретение в День святого Патрика, о подлодке, выполнявшей свое предназначение даже на выставке и о том, как борец за независимость Ирландии помог Японии в войне с Россией, читайте в нашей рубрике «История науки».
Джон Голланд родился в 1841 году в крошечном городке Лисканнор на западе Ирландии. Его отец работал в береговой охране, вероятно, от него Джон и унаследовал любовь к морю. Однако при слабом здоровье о карьере моряка наш герой не мог и мечтать. Поэтому он отправился учиться в школу, где преподавали навигацию, хотя для этого и приходилось проходить несколько километров в один конец. Школа принадлежала Общине христианских братьев – международной католической организации, занимающейся миссионерством и образованием.
После переезда семьи в Лимерик и смерти отца Голланд стал преподавать в школах Общины. В это время он встречается с другим учителем, Бернардом О’Брайаном, хорошо разбирающемся в естественных науках, превосходным инженером. Благодаря этому знакомству Голланд выбрал свое дальнейшее занятие и стал развивать свои способности инженера. Так, работая в городе Дроэда, он смастерил игрушечную утку, способную плавать и нырять, которая немало удивляла учеников.
Пока он учительствовал, произошло событие, благодаря которому изобретатель нашел, куда применить свой талант и приобретенные навыки. «Я преподавал в Корке, Ирландия, когда шла гражданская война [в США], и примерно через две недели после битвы «Монитора» и «Мерримака» (двух новаторских для того времени кораблей, воевавших за Конфедерацию и Северные штаты соответственно, – прим. Indicator.Ru) я вдруг понял, что дни деревянных судов сочтены и наступило время броненосцев. Я понимал, что Англия использует свои огромные возможности, чтобы стать главной морской державой, и задумался, как можно сдерживать ее и защитить другие народы мира», – замечал Голланд. Еще во время Великого голода в Ирландии, в 1847 году, от болезней умерли его младший брат и двое дядей, что добавило личных причин к его неприязни к англичанам.
Конечно, он не был изобретателем подлодки (как не были ими и многие другие конструкторы, о которых так говорят, не был им и Жюль Верн со своим «Наутилусом»). Мысль о том, что можно опускаться под воду, появилась задолго до того, как развитие технологий позволило осуществить эти мечты. Идея возникла еще в древности, действующие конструкции появились не позднее XVII века (подлодка голландца Корнелиуса Дреббеля), а в XVIII и в России, во время Гражданской в США их уже применяли в военных целях. Так что к началу работы Голланда был накоплен немалый опыт строительства таких аппаратов.
В 1873 году Голланд, вслед за братьями и матерью, перебирается в Америку. Поскользнувшись однажды, он сломал ногу, и, поправляясь, перебирал свои проекты, над которыми начал работать еще в Ирландии. В их числе была и подводная лодка.
Вначале он предложил свою разработку американским военным, но там работу в этом направлении сочли «практически нецелесообразной». Тогда через одного из братьев Голланд связался с фениями — организацией, поддерживающей борьбу Ирландии против Великобритании. Там его идеи нашли поддержку, и, показав модель, изобретатель получил финансирование для продолжения работы.
В 1877 году он показал готовую Holland No. 1, чья конструкция была основана на идеях, которые Голланд «привез» из Ирландии. Она имела в длину четыре с лишним метра, приводилась в движение двигателем на четыре лошадиных силы и предназначалась для одного человека. По недосмотру она начала тонуть во время первой демонстрации. Следующая модель подлодки, с легкой руки репортеров получившая название Fenian Ram — «Таран фениев», была готова в 1881 году.
Ее длина была уже почти 9,5 метров, лодка имела форму сигары и предназначалась для трех человек. Испытания прошли успешно. Однако вскоре разногласия внутри организации привели к тому, что построенный прототип украли, и Голланд отказался иметь с дело с этими людьми в дальнейшем. Зато подлодка еще послужила общему делу: ее использовали как экспонат на нью-йоркской выставке 1916 года, чтобы собрать средства для сторонников независимости Ирландии.
Читайте также
К тому времени работа над подводной лодкой привлекла-таки внимание руководства флота, и Голланд выиграл контракт на разработку и изготовление нескольких подлодок. Непростое сотрудничество (к изобретателю относились как к пусть талантливому, но любителю) привело к созданию самой удачной модели Голланда – Holland No. 6.
Она имела ряд черт, благодаря которым изобретателя называют «отцом современных подлодок». У нее была рубка, из которой велось управление движением и вооружением, балласт и дифферентные цистерны, необходимые для точных изменений глубины, а также два двигателя: внутреннего сгорания для движения на поверхности воды и электродвигатель. Подлодка могла погружаться на глубину до 23 метров и развивать скорость до 5,5 узлов под водой. Экипаж составлял шесть человек.
Первые полномасштабные испытания новинки прошли в День святого Патрика, 17 марта 1898 года. Они убедили руководство флота в эффективности нового аппарата, и оно купило подлодку и заказало еще семь таких же. В 1900 году они были официально включены в состав американского флота. Позднее аппараты Голланда закупали и другие страны, включая Нидерланды и Великобританию (!). Две его подлодки участвовали в русско-японской войне, за что изобретатель получил от императора орден Восходящего солнца.