Технические науки

«Черепаха» атакует: начало подводной войны

Почему первая в мире атака субмарины не удалась

Копия первой боевой подводной лодки «Черепаха» в музее Монако

© Axel Bührmann/Flickr

О том, как была создана первая боевая подводная лодка, почему ее нельзя было использовать зимой, и о роли светящихся грибов и ракушек в боеспособности подводного флота рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки»

О том, как была создана первая боевая подводная лодка, почему ее нельзя было использовать зимой, и о роли светящихся грибов и ракушек в боеспособности подводного флота рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Дэвид Бушнелл был простым американским школьным учителем. Мы знаем, что он родился примерно в 1740 году, был одним из пяти детей фермера. Когда умер его отец (около 1769 года), Дэвид продал свою часть фермы своему брату Эзре и занялся учительством, а затем самообразованием. В 1771 году, то есть в очень зрелом по меркам XVIII века возрасте, он поступил в Йельский колледж, чтобы получить, как сейчас принято говорить, level up. Именно там проявились его изобретательские способности, которые очень пригодились во время начавшейся в 1775 году американской войны за независимость.

Три открытия и изобретения, которые сделал Бушнелл, относились как раз к области военных действий. Он показал, что порох может взрываться под водой, то есть ему не нужен кислород воздуха. Он придумал часовую бомбу. И он придумал подводную лодку, которая погружалась посредством заполнения балластных цистерн забортной водой.

Чертежи подводной лодки Бушнелла, XIX век

© Wikimedia Commons

В то время шла война с Англией, и флот Георга IV представлял для американцев значительную угрозу. И Бушнелл объединил все три своих изобретения для борьбы с ним. В 1775 году он построил подводную лодку «Черепаха», которой суждено было стать первой боевой субмариной в мире.

Достоверно о конструкции «Черепахи» мы знаем очень мало: те чертежи, которые всегда публикуются в книгах и статьях о подводных лодках и по которым построены некоторые реплики лодки в музеях, появились в XIX веке. Главной ошибкой этих чертежей был винтовой двигатель. Вероятнее всего, лодка все же передвигалась при помощи весел.

Более вероятный разрез «Черепахи»

© Wikimedia Commons

Мы точно знаем, что экипаж лодки составлял один человек. Идея Бушнелла была простой: под водой лодка скрытно приближается к судну противника, просверливает в нем отверстие и крепит в него мину с часовым механизмом. Затем лодка отправляется восвояси, а через некоторое время происходит... Большой Взрыв. Ну, или просто большой взрыв, который уничтожает вражеское судно и сеет панику на остальных судах, ведь непонятно, как это произошло. Для того чтобы видеть, что сверлить и куда крепить бомбу, в лодке было некоторое количество фосфоресцирующих грибов-гнилушек. Чтобы смотреть, что происходит вокруг лодки, в ее бортах было шесть небольших круглых иллюминаторов.

Первые испытания «Черепахи» начались в ноябре 1775 года. И тут возникла одна неразрешимая проблема: холодная вода слишком понижала температуру внутри лодки, и грибы отказывались светиться. «Лучшие умы» нового государства пытались найти замену, но даже сам великий Бенджамин Франклин не смог ничего придумать, и «Черепаха» выбыла на зиму.

Все лето 1776 года Бушнелл и доброволец сержант Эзра Ли готовились к миссии. «День Х» настал 7 сентября. За час до полуночи «Черепаха» пошла в атаку. Ли успешно добрался до 64-пушечного линейного корабля «Орел», блокировавшего Нью-Йоркскую гавань, но ничего не смог сделать. Вся подготовка пошла насмарку из-за того, что конструктор не знал, что днища английских судов оковывают медью для предотвращения обрастания ракушками. Тем не менее первая подводная атака в истории состоялась.

Эзра Ли

© Wikimedia Commons

Дальнейшие судьбы изобретателя и лодки сложились по-разному. Большинство источников сообщает, что перед следующей атакой и подлодка, и буксирующее ее судно были потоплены. Сам же Бушнелл постарался использовать часовые мины иначе, и в 1777 году попытался отправить плавающей миной на дно другое судно, однако взорвал лишь маленькую лодку. Неудачей окончилась и попытка 1778 года: погибла лишь английская баржа и четыре моряка. Зато появилась соответствующая патриотическая баллада, поднимающая боевой дух армии.

«Уничтожение английского судна миной Бушнелла». Иллюстрация 1852 года

© Memoirs of the Most Eminent American Mechanics: Also, Lives of Distinguished European Mechanics : Together with a Collection of Anecdotes ... Relating to the Mechanic Arts : Illustrated by Fifty Engravings" By Henry Howe, New York Museum of Science and Industry Library Published by Harper & Brothers, 1852, p. 141

Затем Бушнелл попал в плен, отсидел в тюрьме, стал минером. Он участвовал в нескольких сражениях, побывал во Франции и даже стал врачом, дожив до 84 или 86 лет, навсегда войдя в историю, как отец боевого подводного флота.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.