Нас не угонят: кто придумал противоугонную систему для самолетов

43 года назад изобрели противоугонную систему для самолетов, отмеченную Шнобелевской премией

Самолет B-727

© Wikimedia Commons

Как впервые в истории был угнан самолет, зачем изобретатель предложил сбрасывать террористов из бомболюков и какие другие научные «прорывы» стояли в одном ряду с этой идеей и также были награждены Шнобелевской премией, рассказываем в рубрике «История науки»

Как впервые в истории был угнан самолет, зачем изобретатель предложил сбрасывать террористов из бомболюков и какие другие научные «прорывы» стояли в одном ряду с этой идеей и также были награждены Шнобелевской премией, рассказываем в рубрике «История науки».

Там, где появляется новое технологическое и культурное явление, возникает масса невиданных доселе возможностей, причем не только для прямого использования, но и для преступлений. С распространением гражданской авиации мир узнал о существовании еще одной угрозы — «воздушного» терроризма. Впервые угнать самолет удалось перуанским революционерам еще в 1931 году, но тогда там, кроме них, находился один лишь пилот, да и напали на него вооруженные преступники в момент, когда он приземлился. Пилота, кстати, взяли в плен, но вскоре выпустили, так что он особенно не пострадал.

Настоящего расцвета умение угонять самолеты достигло на заре 1970-х годов. Печально известна история с угоном Боинга 727 в ноябре 1971 года, когда преступник потребовал выкуп в $200 000 (сейчас это эквивалентно и вовсе астрономической сумме — $1 180 000), получил его и скрылся, выпрыгнув из самолета с парашютом.

Незамедлительно реагируя на угрозы современности, наука предложила решение. «Конструкция уникальной системы для пресечения попыток угона самолета» была подана в патентное бюро в ноябре 1972 года, и 21 мая 1974 патент был получен.

Густано Пиццо и его коллега Джексон Хейтс из Нью-Йорка предложили свое, довольно оригинальное, решение проблемы. По их проекту в кабине пилота нужно было устроить перегородку, которую можно поднять в случае нападения. В таком случае угонщик оказался бы заперт в ловушке, но на этом его злоключения не заканчивались: система упаковывала его в капсулу, которая через бомболюк катапультировалась на землю с парашютом. На земле злоумышленника должны были поджидать автоматически оповещенные по радио полицейские. Такие камеры с поднимающимися перегородками, ловушки и бомболюки Пиццо и Хейтс предлагали установить во всех отсеках самолета, если их несколько.

Схема ловушки из патента Пиццо и Хейтса

© patft.uspto.gov

Представить себе существование этого механизма на борту современных авиалайнеров сложно. Однако изобретатели, поначалу никем не понятые, все же нашли свою награду: Шнобелевскую премию по инженерной безопасности 2013 года. В тот год сие выдающееся изобретение разделило аплодисменты с поэтичным открытием умения навозных жуков ориентироваться при помощи света звезд Млечного Пути, кардиохирургами, доказавшими, что мыши лучше выздоравливают после операций, если в период восстановления включать им оперы Верди, и физиками, изучавшими, как ящерицы-василиски гуляют по воде. С лауреатами Премии мира, пожалуй, делить шквал оваций не пришлось: в 2013 она досталась Лукашенко и белорусской полиции, арестовавшей однорукого человека за аплодисменты.

Кстати, это был третий раз, когда шутливой научной премией отмечали ловушки для преступников. В 1999 году Премия мира досталась другой противоугонной системе (на этот раз для автомобилей), которую придумали Шарль Фурье и Мишель Вонг. Принцип работы заключался в том, что, когда датчики засекали нарушителя, из специальных сопел на боку машины начинало извергаться подожженное топливо. Авторы идеи предлагали использовать топливо, питающее работу двигателя, либо хранить небольшое его количество отдельно — специально для этой цели.

А в 2007 году Куо Ченг Ксьен был награжден Шнобелевской премией по экономике за его изобретение, набрасывающее сеть на неосторожных грабителей при их попытке проникнуть в дом.

Сам Густано Пиццо не дожил до такого всемирного признания, так как он умер в 2006 году, и премия была вручена посмертно. Однако дело его живет: новые противоугонные системы для самолетов (менее эксцентричные и более практичные) появляются и даже вводятся довольно часто. Одной из них стала, например, придуманная израильскими учеными система принудительной идентификации пилота Security Code System (SCS). Разработчики предполагают, что злоумышленники могут действовать двумя путями: убив пилота или принудив его подтвердить идентификацию.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.