Жидкие коты, азартные крокодилы и музыкальные лекарства: чем запомнилась Шнобелевка-2017
Почему котов следует считать жидкостью, у каких насекомых самцы и самки поменялись ролями, реагирует ли плод на внутривагинальную музыкальную стимуляцию и как не проливать кофе при переноске... Indicator.Ru рассказывает о лауреатах Шнобелевской премии 2017 года.
Шнобелевская премия (она же Игнобелевская премия, Ig Nobel Prize) — пародия на более известную Нобелевскую премию. Ею обычно награждают исследования, которые заставляют «сначала засмеяться, а затем задуматься». Нелепые и неоднозначные на первый взгляд, порой они скрывают за собой глубокий смысл или сложную закономерность, понимание которой расширяет наши знания о мире. Премию учредил Марк Абрахамс в 1991 году при поддержке журнала «Анналы невероятных исследований». Удостоенные награды остроумные и неординарные ученые получают ее ежегодно в Гарвардском университете. Сопровождается приз обычно десятью триллионами зимбабвийских долларов (которые из-за инфляции практически ничего не стоят). Давайте узнаем, какие работы получили премию в 2017 году.
Физика жидкостей: кофе и котики
Этот раздел может завоевать любовь всего мира, ведь физические Шнобелевские премии 2017 года посвящены двум самым любимым в мире группам жидких объектов: кофе и… кошкам.
Читайте также
Первая работа удостоена премии по динамике жидкостей. Темой исследования Живона Хана, уроженца Республики Корея и сотрудника Университета Виргинии, стал «феномен проливания чашки кофе»: автору не давали покоя вопросы, как избежать этой досадной неприятности, какие причины ее вызывают и как геометрические свойства чашки для кофе отличаются от таковых у бокала с вином, которое не проливается даже после стука бокалом о бокал. Кстати, Дэниел Перлман из Брандейского университета (США) озаботился почти таким же вопросом, но по отношению к вину. Однако премии еще не получил.
Изучив колебания кофе в чашке с помощью специального прибора — смартфона, приставленного к чашке с кофе сверху, — автор придумал, как можно предотвратить проливание напитка.
Шнобелевскую премию по физике вручили за исследование агрегатного состояния котов. Отмеченная высокой наградой статья Марка-Антуана Фардэна, француза, работающего одновременно в Лионе, Сингапуре и Массачусетском технологическом институте, под названием «Может ли кот быть твердым и жидким одновременно?» вышла в журнале Rheology Bulletin, посвященном реологии — науке о текучести. Статья о реологии котов снабжена цитатами из Аристотеля и Платона. «Все ли течет? Ну, это зависит от того, что вы понимаете под словом «течет»; в достаточно общем смысле, из этого правила нет исключений», — пишет автор, подразумевая в том числе и котов. После расчетов физических параметров этой оригинальной жидкости, Фардэн, однако, указывает, что, в отличие от воды, коты относятся к «активным» жидкостям, имеющие собственно «движущую силу». Также к этой категории были отнесены актино-миозиновый гель, плавающие бактерии, стаи рыб и даже школы.
Кстати, это вовсе не первая Шнобелевская премия за изучение кошек. Началась эта традиция с Роберта Лопеза, получившего премию по энтомологии в 1994 году за пересаживание себе в уши кошачьих ушных клещей. После него комитет также награждал Эдуардо Сегура за изобретение стиральной машины для кошек и собак (2002) и Криса Нисвандера за создание компьютерной программы, определяющей, что по клавиатуре ходит кот (2000).
Пещерные диеты: вампиры и сеноеды, которые едят помет
Читайте также
Приз по нутрициологии достался бразильским ученым, которые описали роль человеческой крови в диете мохноногих летучих мышей-вампиров Diphylla ecaudata, найдя в их экскрементах ДНК людей, а также куриц и других домашних животных. Поэтому стоит быть осторожнее в пещерах Центральной Америки. Мохноногие вампиры не просто так легко даются в руки человеку, что отличает их от других летучих мышей. Они только спят и видят, как бы вас укусить.
Другие обитатели бразильских пещер укусить вас не смогут. Насекомым сеноедам из рода Neotrogla, за изучение которых дали премию по биологии, вообще не до вас, потому что гораздо больше их заботит собственная личная жизнь. Надо признаться, она у них очень необычна: у самок внешний половой орган — гипносома — сильно выступающая часть, которая напоминает то, что мы ожидаем увидеть у самцов. У самцов же, напротив, есть отверстие, куда эту гипносому надо вводить.
Читайте также
Более того, у самок есть еще и шипы для удержания партнера, но не для того, чтобы он не сбежал, испугавшись их маскулинности и напора. Удерживаться вместе на протяжении 41–73 часов (а именно столько длится копуляция) самке нужно для того, чтобы самец передал ей как можно больше спермы — высокобелкового продукта, который поможет самке сеноеда выжить и вырастить потомство даже в условиях такой скромной диеты, как помет и (если очень повезет) трупы летучих мышей, которые только и перепадают им в бразильских пещерах.
Музыка: с доставкой для эмбрионов и от остановки дыхания
Шнобелевская премия мира — обычно одна из самых скандальных. Ее получают скорее те, кто миру и гражданским свободам мешает. Например, известный обладатель премии — Александр Лукашенко, приказавший арестовать однорукого человека за аплодисменты. Но в 2017 году премия мира исключительно «мирная». Присудили ее за метод лечения сонного апноэ — остановки дыхания во время сна — с помощью игры на музыкальном инструменте австралийских аборигенов, диджериду.
В традициях доказательной медицины испытание провели рандомизированное и плацебо-контролируемое, чтобы доказать, что помогает именно диджериду, а не самовнушение. Правда, дизайн был оригинальным: играли на инструменте сами испытуемые, а группа контроля находилась в очереди на уроки. Оказалось, и правда помогает, возможно, благодаря тому, что игра на духовом инструменте влияет на дыхание.
Читайте также
Премия в номинации «Родовспоможение» тоже оказалась связана с музыкой. Ее получил испанский коллектив, изучавший влияние музыки на неродившихся младенцев. Советуем читателю подавить скептический зевок: не получили бы ученые Шнобелевскую премию за «проходную» работу, конкуренция все-таки. Это исследование второе (после статьи о личной жизни сеноедов) в этом году, содержащее в заголовке слово «вагина». Исследователи сравнили изменение выражения лица плода в тот момент, когда ему проигрывали музыку снаружи, возле живота матери, и внутри — с помощью специального аппарата, введенного в вагину беременной.
Плоды до 16 недель мало реагировали на все эти эксперименты, но вот после этого возраста наблюдалось усиление мимики в ответ на столь необычный раздражитель. Авторы предположили, что их исследование может помочь в пренатальной (предродовой) диагностике расстройств слуха у детей.
Крокодильи слезы и загадка Красной Шапочки
«Своей судьбы родила крокодила ты здесь сама» — приходят на ум строки из «Пародий на русских символистов» Владимира Соловьева. «Крокодилом судьбы» в этом исследовании стал настоящий живой крокодил, из-за которого, как оказалось, туристы в Квинсленде (Австралия) пришли в возбужденное состояние и изменили свою стратегию ставок на игровых автоматах. Туристам показали видео с крокодилами, потом устроили часовой тур к крокодилам, а потом дали подержать в руках метрового детеныша этих животных.
Читайте также
Любящие риск азартные игроки, которые говорили о низком уровне отрицательных эмоций от этой встречи, стали чаще ставить большие суммы, чем такие же, но не повидавшиеся с рептилией. И наоборот, азартные туристы, испытавшие много негатива при виде хищника, стали менее азартными, чем группа контроля.
«Никогда не улыбайтесь крокодилу», — пишут авторы в заголовке статьи, объясняя эффект двухфакторной теории эмоций. В данном случае первым фактором стало, по их мнению, возбуждение (внешний раздражитель), а вторым — их собственная когнитивная реакция на него. За такой оригинальный эксперимент их не могли не отметить в Шнобелевской комитете, а номинацией на сей раз стала «Экономика».
Премия по анатомии навевает воспоминания о сказке про Красную Шапочку. «Почему у стариков большие уши?» — вопрошает в заголовке своей научной статьи автор работы Джеймс Хискот в статье 1995 года. Обыскав медицинские базы данных и измерив уши 206 человек, он пришел к неутешительным выводам. «Кажется, когда мы стареем, наши уши растут», — заключил исследователь.
Ненависть к сыру и путаница близнецов
Медицинская премия 2017 года досталась французско-британскому коллективу, посвятившему свои исследования отвращению к сыру. «Сложно придумать тип еды, который был бы отвратителен для всех. Однако, хотя большинство людей признают сыр съедобным, он может восприниматься отдельными индивидуумами как нечто особенно отвратительное», — пишут авторы работы, решившие применить для разрешения этой загадки функциональную магнитно-резонансную томографию.
Исследователи обнаружили, что корни ненависти к сыру уходят в структуру мозга под названием вентральный паллидум. Также в формирование отвращения (причем не только к сыру, как предположили ученые) вносят свою лепту черная субстанция и бледный шар — еще две мозговых структуры. Интересно, что эти же регионы участвуют и в формировании мотивации.
Наконец, приз по когнитивным наукам ушел к команде итальянцев, решившей установить, различают ли однояйцевые близнецы лица друг друга визуально. Результаты тут были предсказуемыми: идентичные близнецы испытывают проблемы с угадыванием, где они сами, а где — их братья или сестры. Оказалось, такие дети опираются на многообразие сигналов от разных органов чувств, чтобы отличить свое изображение.
Такой — очень медико-биологической, немного очевидной, довольно нелепой, смешной и доброй — запомнится нам Шнобелевская премия этого года. Достаточно поводов улыбнуться и задуматься, как и хотел ее основатель.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.