«Тактика "ввяжемся в бой, а там разберемся" не совсем верная»
— 16 октября РНФ объявил о начале приема заявок по новым конкурсам. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Да, Фонд объявил три конкурса. Один — традиционный, на продление проектов отдельных научных групп, и два новых — проводимые по поручениям Президента России по результатам майской встречи с учеными в Сочи. Это конкурс междисциплинарных проектов и проектов с привлечением ведущих ученых. Новые конкурсы, кстати, тоже планируется сделать ежегодными. Впереди еще один — конкурс лабораторий в области генетики, но о нем Фонд объявит чуть позже. И, конечно же, есть другие: уже почти месяц Фонд принимает заявки на традиционные ежегодные конкурсы — отдельных научных групп и международных проектов.
— В условиях, пожалуй, самого крупного ежегодного конкурса научных групп что-то изменилось с прошлого года?
— В целом нет. Есть несколько небольших изменений, но они, скорее, носят «эволюционный» или же уточняющий характер. И относятся не только к этому конкретному конкурсу, а имеют системное применение. Например, в течение всей нашей деятельности мы постепенно шли к выравниванию «предквалификационных» требований к руководителям проектов, независимо от области их научных интересов. В 2014 году мы начинали с того, что разные требования к бэкграунду были предъявлены к руководителям заявок в зависимости от отрасли, по которой подана заявка, — были особые, более «щадящие» условия для инженерных, социальных и гуманитарных наук, сельского хозяйства. Постепенно условия выравнивались, и это обеспечило в том числе и повышение качества заявок. С этого же конкурса руководители заявок по всем направлениям находятся в одинаковых условиях — «входной порог» по публикациям един для всех направлений.
Кроме того, мы полноценно реализовали возможность подачи заявок в электронном виде. При наличии соглашения о признании электронной подписи с организацией предоставление печатной версии заявки на конкурс не требуется. Заявка может быть подана в любое время в установленный срок в виде электронного документа через координатора организации, и ее подача уже не будет зависеть от своевременности доставки печатного экземпляра в Фонд. А учитывая, что основными причинами недопуска заявок к конкурсам являлись именно нарушения в оформлении печатной версии заявки, такая возможность представляется крайне полезной, и не только для наших коллег из отдаленных от Москвы регионов. Вместе с тем замечу, что в случае победы в конкурсе печатная версия все же потребуется — для подготовки грантового соглашения.
— Есть что-то, на что вы рекомендуете обратить особое внимание?
— Как обычно — на изучение конкурсной документации и подготовку заявки. Рекомендую, чтобы для этого было достаточно времени. Мы объявляем конкурсы заранее, не стоит делать все в последнюю неделю или даже дни. В целом условия конкурсов сохраняются прежними, но они требуют изучения. Тактика «ввяжемся в бой, а там разберемся» не совсем верная. Участие в конкурсе и получение гранта накладывают определенные обязательства и на руководителя проекта, и на участников, и на организацию. Все, кто участвует в подготовке заявки, должны четко понимать уровень своей ответственности. У нас есть достаточно примеров, когда невнимательность, «недосмотр» заявителей приводил к отклонению не только заявок на конкурс, но уже и рекомендованных к финансированию проектов. Заявители просто не могли обеспечить выполнение условий предоставления гранта.
Пристального внимания, например, требует соблюдение такого условия, как количество финансируемых РНФ проектов, в которых участвует руководитель и исполнители проекта. Следует поинтересоваться об этом перед включением человека в коллектив. Также надо обязательно уточнить у основных исполнителей — нет ли у кого-то из них ограничений на участие в наших конкурсах из-за ранее невыполненных обязательств? Такая информация размещена непосредственно на страницах заявителей, и те, кто попадает под ограничения, просто не могут об этом не знать. Нарушение этого условия ведет к отклонению заявки. Если в качестве руководителя приглашается ученый из другой страны — обязательно надо спланировать, как с ним будут оформлены трудовые отношения. Договор о дистанционной работе, например, в этом случае не подходит.
Подписываясь под тем, что представляемый на конкурс проект не имеет других источников финансирования или не подан на другие конкурсы, не стоит воспринимать это как простую формальность. В случае выявления нарушений этого условия организации придется вернуть всю сумму гранта, независимо от стадии реализации проекта.
Еще раз — ознакомьтесь с конкурсной документацией для четкого понимания, на каких условиях вы участвуете в конкурсе.
— Теперь давайте поговорим про новые конкурсы. Такие ли они «новые»? Конкурс с привлечением ведущих ученых уже объявлялся РНФ в 2015 году.
— Несмотря на схожесть названия, есть и отличия. В мае на встрече с президентом России ученые, обсуждая неравномерность развития науки по регионам страны и преодоление разрыва поколений, высказались в числе прочего и о необходимости развития механизмов привлечения и работы ведущих ученых на кратковременной основе. РНФ стремится отвечать запросам научного сообщества, поэтому в условиях конкурса мы постарались максимально учесть все поступившие пожелания.
Читайте также
Несколько слов об условиях конкурса. В каждом проекте может участвовать от двух до трех ведущих ученых. Руководитель проекта и ведущие ученые должны иметь повышенные (по сравнению с требованиями к руководителям проектов отдельных научных групп) наукометрические показатели, а именно — не менее 10 различных публикаций по тематике проекта в рецензируемых изданиях. К ведущему ученому предъявляется еще одно требование — его место работы или постоянного проживания должно находиться в другом регионе Российской Федерации, не граничащем с регионом организации, на базе которой будет выполняться проект, или же вообще за пределами России. Но это лишь формальные требования для участия. Рассматривать же приглашенных ведущих ученых, их квалификацию и компетентность в теме проекта будет, как всегда, экспертный совет Фонда.
В проекте должны быть предусмотрены ежегодные краткосрочные визиты (продолжительностью не менее одного месяца) каждого ведущего ученого, суммарно должно быть 2–3 визита различных ведущих ученых для проведения исследований и чтения лекций, участия в семинарах. На это могут расходоваться средства гранта. Размер гранта по этому конкурсу выше, чем для конкурса отдельных научных групп, — до 8 млн рублей ежегодно. Обязательства по обнародованию результатов проекта, соответственно, тоже есть. При этом традиционно и в требованиях, и в обязательствах РНФ учитывает качество публикаций — публикации в изданиях первого квартиля засчитываются за две.
— Ведущий ученый может выступать в качестве руководителя проекта?
— Да, он может одновременно выступать и в качестве ведущего ученого, и в качестве руководителя этого проекта. При этом его отношения с организацией должны быть оформлены трудовым договором, не предполагающим дистанционного характера работы.
— Зарубежные ученые могут быть ведущими учеными?
— Да, конечно, могут — и российские, и зарубежные. При необходимости допускается также замена ведущих ученых на втором или третьем году выполнения проекта.
— Теперь о конкурсе междисциплинарных проектов — какие здесь будут особенности?
— Междициплинарных и, я бы добавил, межрегиональных — это важно, так как второе условие не менее значимо. Это новая форма, которая предполагает проведение конкурса и, соответственно, финансовую поддержку четырехлетних (с возможностью продления еще на три года) междисциплинарных проектов, состоящих из 2–3 проектов научных групп по различным отраслям знаний. В случае этого конкурса различные отрасли знаний — это первый уровень классификатора РНФ (например, 03 — Химия и науки о материалах, 05 — Фундаментальные исследования для медицины и т. д.). В одном междисциплинарном проекте научные группы должны работать минимум по двум отраслям.
Также научные группы должны быть из организаций из различных регионов — соответственно, двух или трех не граничащих друг с другом субъектов Российской Федерации.
Так как это один междисциплинарный проект, то существуют требования как к отдельным проектам научных групп, так и к их совместной работе. Например, общее число членов научной группы (вместе с руководителем проекта) не может превышать 10 человек, при этом общее число членов научного коллектива всего междисциплинарного проекта не может превышать 25 человек. Сколько человек будет в каком коллективе, должны совместно решить руководители групп.
— А как в этом случае будут подаваться и рассматриваться заявки?
— Руководители научных групп в рамках одного междисциплинарного проекта должны заранее друг с другом договориться об основных параметрах этого проекта, планах его реализации. Важно договориться и по размеру гранта, причем на все года, и по количеству исполнителей, и по распределению работ, и так далее, чтобы весь междисциплинарный проект соответствовал требованиям конкурса.
После этого каждый руководитель подает заявку от себя, через ту организацию, в которой он будет выполнять проект. Получается, по каждому междисциплинарному будет две или три заявки, но все они будут совпадать по названию проекта, аннотации и составу коллектива (две или три научные группы). Содержательная часть каждой заявки должна включать непосредственно описание проекта в отрасли знания, по которой работает та или иная научная группа.
Каждая заявка будет рассмотрена экспертами по соответствующей отрасли. В конкурсе будут участвовать не отдельные заявки по каждому проекту научных групп, а в целом междисциплинарные проекты. Сами проекты с учетом экспертизы каждой входящей в них заявки будет рассматривать уже экспертный совет. Важно, чтобы междисциплинарность проекта была не просто ради участия в конкурсе, а действительно требовалась для выполнения проекта. Эксперты это будут оценивать.
Финансирование поддержанных проектов будет осуществляться напрямую — тем группам и в те организации, от которых подавались заявки.
— Каков размер гранта и обязательства?
— Размер гранта — до 15 млн рублей в год на междисциплинарный проект. Как это будет распределено между участниками, повторюсь, это общее дело руководителей групп, есть ограничение не больше 6 млн руб. на одну группу Обязательства также установлены как на отдельные проекты, так и на весь междисциплинарный проект. Каждая группа должна за четыре года подготовить не менее 10 различных публикаций в рецензируемых изданиях. В данном случае подразумевается, что у различных групп, входящих в один междисциплинарный проект, будут совместные публикации, и они будут ими отчитываться. Однако публикация, подготовленная в рамках нескольких проектов, входящих в состав одного междисциплинарного проекта, и содержащая ссылки на эти проекты, будет учитываться только по одному проекту. Какому — совместно решат руководители групп.
— Скажем так — непростые условия. Не проще ли участвовать в традиционном конкурсе отдельных научных групп?
— Для того и делаются различные формы поддержки, чтобы можно было найти самую подходящую. Кому-то действительно будет проще участвовать и работать в рамках отдельных проектов. Вместе с тем о необходимости поддержки междисциплинарных исследований высказались именно ученые на встрече с президентом, а значит, востребованность в такой форме поддержки, как и потенциал для участия, у сообщества есть. Пока запланирована поддержка небольшого количества проектов в рамках обоих новых конкурсов, несколько десятков, но первые конкурсы покажут, насколько это оправданно.
Вместе с тем хочу напомнить, что по правилам РНФ не возбраняется участвовать в нескольких одновременно проводимых конкурсах Фонда. Желающие могут подать заявки на конкурс и отдельных научных групп, и междисциплинарных проектов, и ведущих ученых, любые. Да, конечно, нельзя подавать один и тот же проект, но эти конкурсы и предполагают разные проекты. Куда и что подавать — решать ученым, главное, не забыть указать в заявке, какой из проектов в приоритете.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.