Гуманитарные науки

Археологи выяснили, как был построен древнейший новгородский мост

Институт археологии РАН

© Фрагмент карты Новгорода 1672 года

Великий новгородский мост Х века, остатки которого обнаружили археологи на дне Волхова в 2018 году, был сложным инженерным сооружением — к такому выводу пришли ученые Института археологии РАН. Они проанализировали особенности подводных конструкций и выяснили, что расстояние между пролетами было не менее 17 метров, что свидетельствует о высоком мастерстве древних строителей.

Великий новгородский мост Х века, остатки которого обнаружили археологи на дне Волхова в 2018 году, был сложным инженерным сооружением — к такому выводу пришли ученые Института археологии РАН. Они проанализировали особенности подводных конструкций и выяснили, что расстояние между пролетами было не менее 17 метров, что свидетельствует о высоком мастерстве древних строителей. О начале подводных исследований моста мы сообщали ранее.

«Длинный пролет из дерева — это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства», — сообщил руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН Айвар Степанов.

Принято считать, что в первой половине X века в Новгороде еще не было собственного городского поселения, и город состоял из трех поселков родовой аристократии — будущих районов (концов) города: Неревского и Людина на левом берегу, Славенского на правом. Самые ранние культурные слои, относящиеся к Х веку, археологи обнаружили на Софийской стороне, в северной части новгородского Детинца, южнее Детинца, а также на Торговой стороне: находки из раскопов датируются периодом от 930 до 974 года.

И летописи, и Лицевой летописный свод содержат упоминания о новгородском мосте, который соединял Софийскую и Торговую стороны. Самое раннее упоминание о мосте встречается в достаточно спорном историческом источнике — Иоакимовской летописи, которая сохранилась лишь в пересказе историка XVIII века Василия Татищева. Однако существование древнего моста, соединявшего берега Волхова в Х веке, было подтверждено результатами подводных археологических работ.

В 2017 году были проведены исследования акватории Волхова многолучевым эхолотом — прибором, который позволяет получить трехмерную картину. Он показал, что параллельно трассе моста XII-XIII века идет ряд бугров на дне. В марте 2018 года археологи исследовали один из участков, находящихся по линии цепи за ее пределами. Они вскрыли полутораметровый культурный слой XIV-XVI веков и обнаружили под ним разрушенную опору неизвестного моста через Волхов.

По данным масс-спектрального анализа, проведенного в ЦКП «Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и Центра изотопных исследований Университета Джорджии (США), сосны и ели, из которых была срублена опора, закончили свой рост в период от 932 до 946 года. Стало понятно, что в середине X века Славенский и Людин концы соединял деревянный мост на срубных опорах. Четыре опоры древнего моста до сих пор возвышаются над уровнем дна в глубокой части русла, а опоры со стороны Детинца покрылись полутораметровым грунтом и образовали мелководное плато.

Как выяснили археологи, мост был поставлен на ряжевых опорах. Ряж, или, по древнерусской терминологии, городня — это пятиугольный (иногда шестиугольный) деревянный сруб. Такие городни ставили в основании древнерусских валов или крепостей. Чтобы построить ряжевой мост, городню выводили на нужную точку на реке и накидывали на нее еще венцы — до тех пор, пока она не опускалась на дно, вставала на грунт и возвышалась над водой. После этого ее засыпали камнями — забутовывали. Ряжевые мосты характерны для Древней Руси, но это очень дорогая и сложная конструкция. Такие мосты известны по этнографическим данным и до сих пор существуют на небольших реках русского севера с каменистым дном.

Остатки древней опоры представляют собой семь венцов пятиугольного сруба, заполненного камнем. Геометрически сруб представлял собой квадрат со сторонами длиной 6,5 метров, к одной из которых был пристроен «рогатый угол» длиной 10 метров. Расстояния между центрами опор на дне Волхова составили 23 метра. Это говорит о том, что пролеты древнего моста были очень длинными — не менее 17 метров. Как полагают специалисты, эти пролеты должны были иметь комбинированную трапецеидальную, подкосно-ригельную конструкцию или поддерживаться промежуточными свайными или рамными опорами. Такие пролеты свидетельствуют об очень сложной конструкции моста и высоком уровне мостостроения.

Исследователи полагают, что такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, но и выполнять фортификационную функцию — контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей. Не случайно местом для строительства выбран самый узкий и глубокий участок Волхова и Малого Волховца у истока из озера Ильмень. Новгород был расположен на перекрестке речных торговых путей, проходящих в средние века через всю Евразию. Эти пути известны как великий Волжский путь и путь из варяг в греки. Именно Волхов был важной магистралью, по которой в Европу шел поток серебра из Арабского халифата, и кроме него, пути для торговцев не было: вокруг была заболоченная и лесистая местность, в которой еще не построили дороги.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.